Do different and better. Если вы хотите внедрить инновации в компанию, придерживайтесь этого принципа

Многие считают, что инновации должны быть в продукте и процессе его производства, однако на деле они в первую очередь начинаются с управления, корпоративной культуры и людей. Если вы ставите перед собой задачу построить инновационную компанию, то сначала придется создать инновационную команду. Как к этому прийти? Управление инновациями: вносите микроволновку! Инновации – это не только вопрос науки, исследований и ноу-хау. Их нужно рассматривать во всех отраслях управления компанией: это повышение эффективности на местах, развитие маркетинга, логистики, построение моделей центров обслуживания. Иными словами – управление инновациями является широким менеджерским принципом внедрения лучших решений в любом бизнес-процессе. Совсем не обязательно быть Марком Цукербергом и придумывать что-то такое, что перевернет мир. Иногда можно просто позволять себе пробовать подходы, которые до тебя еще никто не применял именно в данной конкретной нише. Мой принцип таков: если вы никогда не видели микроволновку, для вас она будет инновацией, хотя для всего остального мира уже давно таковой быть перестала. Этим нужно пользоваться в бизнесе. И мы применяем этот принцип постоянно. Например, мы первыми развили категорию очковых линз как самостоятельного продукта для потребителей. Такой подход уже применяется на других рынках, но только не в нашей довольно узкой специфической нише. Это привело нас к успеху: в тяжелые кризисные годы мы падали медленнее рынка и восстановились быстрее остальных. Как создать и поддерживать инновационную культуру Менеджмент В любой компании формированием культуры, в том числе инновационной, занимается управленческая элита. Иногда случается так, что прогрессивные мысли возникают у руководителей среднего звена, а топ-менеджмент не разделяет их взглядов и губит идеи на корню. Это – большая ошибка с точки зрения возможностей развития бизнеса. Фото: Unsplash В первую очередь именно топ-менеджмент ответственен за развитие этой культуры, ее поддержание и развитие. И собственнику бизнеса важно подобрать правильных людей с точки зрения мышления, которые смогут обеспечить остальной персонал правильной миссией и стратегическим видением развития компании. Поэтому в нашей компании одна из важных задач каждого руководителя в том, чтобы донести до своих подчиненных веру в свою работу, которая делает мир лучше, и учить их тому, что любые инновационные изменения начинаются с простого принципа «do different and better». Находите точки роста Для любого инновационного бизнеса – это талантливые сотрудники: прогресс происходит, когда люди предлагают свежие идеи, другие им доверяют, внедряют и тестируют новшества. В результате компания не стоит на месте. Найдите и сформулируйте свою миссию (не только в голове) Также одним из ключевых компонентов в формировании инновационной культуры компании является миссия – ясное видение целей, а также их коммуникация дальше по звеньям управленческой цепи. Фото: Unsplash Многие утратили веру в значение миссии, считая это избитой истиной. Но я каждый день наблюдаю ее практическое действие – наши сотрудники действительно верят в то, что они делают мир лучше, помогают людям и получают от этого большое удовольствие. Что это значит для развития бизнеса? Если вы подойдете к любому из наших работников и спросите, какие линзы лучше выбрать, то он вас не отпустит, пока вы вместе не выберете правильные очки. Плохие очки – это личное оскорбление. Разумеется, такой подход сказывается как на продажах, так и на всех остальных аспектах ведения бизнеса. Что делать, если ваша компания не готова к инновациям Один простой пример из моей работы. Я считаю, что необходимо снять со стен все бумажные календари и карты, потому что это – устаревшая практика. С ней в багаже мы не можем быть инновационной компанией. Вы не представляете, как люди борются за них, мне пишут письма – целые трактаты – почему нужно оставить календари на стенах. Однако таким маленьким шагом мы показываем, как можно справляться без полиграфической продукции и что важно идти в ногу со временем. Фото: Unsplash У клиентов та же проблема: продукт всегда можно продемонстрировать, а вот рабочие процессы наглядно показать нельзя, и люди будут сопротивляться любым изменениям, которые с этим связаны. Сейчас мы начинаем перестраивать клиентскую службу. Раньше покупатель годами работал с одним менеджером, у тандема выстраивались доверительные отношения, и все были довольны. Теперь мы хотим избавиться от этой системы и подготовить всю команду одинаково. Это принципиально новый уровень, который делает компанию намного сильней, у вас есть взаимозаменяемость, вы не рискуете потерять клиента, когда уйдет менеджер, ведь все работают на одну цель. Однако мы заметили, что наши клиенты боятся перемен и того, что не смогут получить должного обслуживания от нового человека, какой был от предыдущего. Здесь основная ответственность лежит на руководителе отдела – им пришлось работать не только с командой, но и с клиентами, пристально следя за качеством предоставляемого клиентского сервиса. Это связано с тем, что мы не могли рисковать: один прокол – и клиенты решили бы, что их опасения подтвердились, и все пошло прахом. Поэтому первое правило для внедрения любых инноваций – подберите соратников. На любом из уровней важен менеджмент, который понимает суть изменений. Когда привычные бизнес-процессы неожиданно меняются, необходимо объяснять всем участникам потенциальные выгоды и преимущества происходящего. Если менеджмент средней руки не транслирует посыл высшего руководства или, хуже того, не согласен с ним, все изменения обречены на провал. Второй ключевой момент – личный пример. Если вы решили внедрить CRM-систему, но от интерфейса кровь льется из глаз, то не требуйте ничего от подчиненных. Также не стоит отбирать у людей бумажные календари, если в вашем кабинете висит A2 c котиками. Все попытки облагородить стены в офисе пойдут прахом. Тихое сопротивление может сломить любую тиранию. Внедрение инноваций на практике: с чего начать? Есть одна отличная книга, сконцентрированная и понятная. Ее название Sticky Wisdom: How to Start a Creative Revolution at Work. В ней я отметил для себя несколько практических инструментов для создания инновационной культуры в компании, простых, но очень эффективных. Во-первых, стоит навсегда забыть о фразе, начинающейся с противительного «да, но…». Как только вы ее произнесли, процесс инноваций заканчивается и начинается воспитание подрастающего поколения. А если заменить это выражение на фразу «да, и…», ощущения собеседника принципиально меняются. Такой метод можно внедрить, например, для мозговых штурмов: ни одна идея не должна быть отвергнута, а все участники обсуждения моделируют предложенное, достраивают, улучшают. Фото: Unsplash Вы удивитесь, как быстро меняются установки людей: вместо критических замечаний высказываются позитивные предложения. Во-вторых, еще один способ внедрять инновации со стороны менеджмента – это постоянно задавать вопрос себе и коллегам: «А как мы можем это сделать иначе?». Поделюсь случаем из собственного опыта: в прошлом я работал в одной фармацевтической компании, и культура инноваций там была внедрена действительно глубоко. Однажды, когда обсуждалась работа медицинского представителя по аптекам, мой руководитель спросил: «Может ли медицинский представитель заходить в аптеку по-другому? Может, спиной?». Я ответил: «Зачем, какой в этом смысл?», на что он возразил: «Не знаю, я просто пытаюсь найти новые идеи». С тех пор я и усвоил новый принцип – «do different and better». Материалы по теме: Как стартапы помогают внедрять инновации в крупных компаниях? Шесть принципов инноваций от компании LEGO Что на самом деле является главным барьером для развития инноваций в больших компаниях и как его преодолеть? Как измерять инновации в компании: 15 важнейших показателей Ваш ближний круг может мешать инновациям. Вот как его перестроить Фото на обложке: Unsplash

Do different and better. Если вы хотите внедрить инновации в компанию, придерживайтесь этого принципа
© RB.ru