Войти в почту

12 классических картин русских художников, которым не место в школьных учебниках

Из всех видов искусства изобличением общественных пороков занимаются обычно литература и театр. Художники же чаще передают что-то возвышенное или драматическое. Однако даже среди классических произведений изобразительного искусства есть картины, которые представляют общество с неблаговидной стороны. Просто их обычно выставляют в дальних залах галерей и уж тем более не включают в школьные учебники. 1. «Пьяный отец семейства» Алексей Корзухин, 1861 год Корзухин стал одним из первых русских художников, которые в своем творчестве подняли тему бесправия женщин и детей по сравнению с мужчинами. Илья Репин писал: «Картины той эпохи заставляли зрителя краснеть, содрогаться и построже вглядываться в себя. Не угодно ли любоваться картиной Корзухина: пьяный отец вваливается в свою семью в бесчувственном состоянии. Дети и жена в паническом ужасе… До чего одичал этот варвар!» 2. «Запил» Иван Горохов, конец XIX — начало XX вв. Горохов, прославившийся жанровыми полотнами о деревенской жизни, не мог обойти стороной тему деспотичного поведения русских мужиков. На этой картине мы видим захмелевшего крестьянина, который принес домой очередную бутылку. Старший сын сжимает кулак в бессильной злобе, остальные домочадцы уже приготовились к худшему. 3. «Тихонько от жены» Владимир Маковский, 1872 год Бывают, конечно, и семьи, где за главного жена. Тогда мужская привычка приложиться к бутылке переходит из буйно-разгульной в стыдливую, но от этого не менее регулярную. Неизвестно еще, что хуже. 4. «По примеру старших» Василий Максимов, 1864 год Юнцы, у которых едва пробилась первая растительность на лице, старались не отставать от отцов. И, сами того не осознавая, постепенно превращались в таких же упившихся тиранов. 5. «Порка» Павел Ковалевский, 1880 год За проделки детей наказывали нещадно. В ход шли кнуты, хлысты, розги, палки. Наказания настигали даже отпрысков знатных семей. Педагогика в XIX веке была своеобразной, родители считали, что побоями они наставляли на путь истинный. 6. «Новичок» Иван Богданов, 1893 год В бедных семьях к детям относились еще более строго, практически как к взрослым. Уже с трех лет малыши работали в полях и по дому наравне со всеми. А подростков сдавали в подмастерья, на обучение ремеслу. Там их, естественно, тоже «воспитывали». 7. «Перед наказанием» Сергей Коровин, 1884 год Розгами потчевали и провинившихся крестьян. На картине Коровина запечатлена сцена в волостном правлении. Осужденный крестьянин стаскивает с себя рваный зипун, а в углу экзекутор связывает последний пучок тонких прутьев. 8. «Купеческие поминки» Фирс Журавлев, 1876 год Купцы — люди, как правило, не слишком воспитанные и образованные — забыли, по какому поводу собрались, и, кажется, готовы пойти в пляс. Скорбное собрание превращено в отвратительный балаган. 9. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие» Николай Неврев, 1866 год Именины — мероприятие праздничное, и веселье тут вполне уместно. Но раскрасневшийся от спиртного поп, который что-то горланит, уже за гранью. 10. «Освящение публичного дома» Владимир Маковский, 1900 год Художник Маковский вошел в историю как основатель жанра критического реализма. На его эскизе соединены совершенно несочетающиеся вещи: бордель как низменная точка греховности и религия, воспринимающаяся обществом как высшее проявление духовности. 11. «Сельский крестный ход на Пасху» Василий Перов, 1861 год Снисходительное отношение церкви к пьянству было поразительным. На картине Перова некоторые перепившие во время религиозного праздника крестьяне уже не стоят на ногах, а те, кто еще может идти, едва соображают: мужичок в центре несет икону вверх ногами. 12. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда» Василий Пукирев, 1868 год Вместо того чтобы воспитывать среди непросвещенного люда мораль, церковники запугивали и угнетали крестьян страшными мыслями о наказаниях, которые постигнут их в случае греховного поведения.