Войти в почту

В гостях у принцессы Грёзы

Бывают в детстве события, которые потом навсегда остаются в памяти. Музыкантам Российского национального оркестра, конечно, очень хочется, чтобы их концерты дети запомнили навсегда. Для этого РНО готовит специальные программы, которые вот уже 23 года поддерживает компания «Шеврон Нефтегаз Инк.». Не каждый взрослый услышит такое в жизни! Этой весной в серии благотворительных концертов участвует ансамбль ударных инструментов «RNO Percussion». В Доме-музее Марины Цветаевой он выступил для воспитанников интерната №73; в Музее А. И. Герцена на Сивцевом Вражке — для центра «Большая семья» и детей из школы «Рассвет». Конечно, с детьми надо разговаривать — это не всякие академические музыканты умеют, особенно со сцены. Но Илье Мелихову, обаятельному, улыбчивому и, главное, терпеливому, трудная задача дается, кажется, с легкостью. Хотя зал нелёгкий — детям лет по семь-восемь, они нетерпеливы, и они же еще не знают, какие чудеса их ждут. Проект «Солисты РНО — детям и юношеству» — музыкально-образовательный, поэтому Илья рассказывает о невообразимом разнообразии ударных инструментов. На сцене — множество барабанов, вернее, того, что с относительной уверенностью можно назвать барабанами, потому что... как называется вон та штучка, изображающая гром небесный? Или вон та погремушка африканского вида? Одно можно точно сказать: на радость детям, к ударным инструментам смело можно отнести кастрюлю и сковородку. Но шутки в сторону. Илья, чтобы решительно взять инициативу в свои руки, демонстрирует такую дробь с какими-то перебивками, синкопами и перескоками с барабана на барабан, что это даже больше похоже на цирковой фокус, и мальчишка кричит из зала: «Я тоже так хочу!» Вот это и есть самое главное. Заразить детей искусством, пусть даже они пока не понимают, какого колоссального труда и выучки стоит этот фокус и эта улыбка. Одни инструменты своим звучанием сразу отправляют нас в сказку, другие — на загадочный Восток, третьи рисуют картины африканских племен, пляшущих у костра... Илья убеждает, что даже ритмичный топот ногами — это тоже музыка, и надо ли говорить, какой практический отклик это сразу находит у детей, которые таким простым образом могут почувствовать свою маленькую кровную причастность к Музыке. Тем более что это особенные дети-аутисты, которых необходимо всячески включать в нашу жизнь, в наши общие радости. Для того в проект и приглашены такие уникальные артисты. Маленькие слушатели, довольно переглядываясь, узнали «Хабанеру» в фантазии на темы «Кармен» — сразу видно, что в их специальной школе с ними тщательно занимаются, а значит, можно идти дальше. Зазвучало великолепное сочинение современного композитора Нея Розауро «Бразильские сказки». Его герои — гном, русалка, леший... Во время исполнения «Русалки» зал заворожено следил, как один из музыкантов, создавая фон, переливал туда-сюда воду кувшином: вот так бытовые звуки превращаются в музыкальные. А вибрафон рисовал образ фантастического существа с блестящей чешуей под громовые раскаты. Александр Суворов, Кирилл Лукьяненко, Виталий Мартьянов и Леонид Огринчук вместе с Ильей Мелиховым достойно выполняли свою миссию, даже когда началась катавасия — кто будет подыгрывать музыке Астора Пьяццоллы: ударные инструменты расхватывали наперегонки. Наконец все затихло — и пошло завораживающее ритмом вступление с десятком готовых на всё колокольчиков, бубнов и барабанчиков в детских руках... Над сценой — цитата из Александра Ивановича Герцена: «Я служил на пользу России словом и делом». Очень это подходит музыкантам Российского национального оркестра! На другом традиционном концерте из весенней серии «Шеврона» и РНО — и публика другая. Представитель компании Вера Шейнина считает, что просто необходимо морально поддерживать семьи погибших в Чернобыльской катастрофе: 33 года прошло, но такие раны не рубцуются. Здесь, во Врубелевском зале Третьяковской галереи, этом атриуме фантастического вида, украшенном гигантской «Принцессой Грёзой», изначальное настроение иное. Готовится к выступлению Камерный оркестр РНО. Строгие седовласые дамы смотрят почти сурово: надо понимать, какое они носят в себе неизживаемое горе. Но и они сразу оттаивают, когда на сцене появляется девятилетний Роман Шер, самый юный участник недавно завершившегося III конкурса пианистов имени Владимира Крайнева. Ученик Гнесинского колледжа исполняет с оркестром ре-мажорное рондо. Дирижер Алексей Соболев крайне деликатен в сопровождении, и Роман отлично открывает ответственейший концерт — они все такие бойцы, наши талантливые дети, таких в мире еще поискать. Особенность этого концерта в Третьяковке в том, что здесь через раз солируют вундеркинды и корифеи Российского национального оркестра. Юные музыканты ничуть не тушуются: вот флейтистка Лиза Ленкина играет Концерт Чимарозы в паре с маститым и знаменитым Максимом Рубцовым. Их дуэт не просто гармоничен — он дышит жизнью и даже кажется единственно возможным. Потому что Лиза — талантлива, а Максим — отзывчив. Их сменяет инструмент совсем другого звучания: виолончелист Андрей Гуськов блистает в виртуозных вариациях «Моисей» Никколо Паганини, а 12-летний Константин Козырев лихо справляется с гораздо более легкомысленной «Босса-новой» на баяне. Все эти юные участники — стипендиаты благотворительного фонда «Новые имена» им. И. Н. Вороновой, они всегда готовы к концертам и неизменно становятся их украшением. А часто ли мы слышим сольные выступления выдающихся музыкантов, составляющих огромный коллектив Российского национального оркестра? Мы только иногда видим, когда Михаил Плетнев после какого-нибудь удачного исполнения просит их встать из гущи оркестра и поклониться публике, оценившей их сольный фрагмент в какой-нибудь симфонии. Концерт в ГТГ как раз дал возможность ближе познакомиться с ними как с потрясающими солистами: с кларнетистом Сергеем Елецким (интродукция, тема и вариации Дж. Россини), альтистом Александром Татариновым (Grave И. Бенды), трубачом Константином Григорьевым (концерт Г. Телемана), кларнетистом Дмитрием Айзенштадтом (интермеццо А. Цфасмана). Флейтист же Максим Рубцов выступил еще дважды — открыв второе отделение «Ночью» А. Вивальди и закрыв концерт знаменитой «Мелодией» Глюка. И даже, получив из публики множество букетов, обратился к ней со словом. Наверное, еще и поэтому такой теплой получилась эта встреча в самом прекрасном зале Третьяковской галереи. Наталья Коренева