Незаконный ребенок и любимое дитя: тайна рождения Леонардо да Винчи

МОСКВА, 2 мая — РИА Новости. Весь 2019-й объявлен Годом Леонардо да Винчи: сегодня исполняется 500 лет со дня смерти великого художника и ученого эпохи Возрождения. На его родине уже стартовала большая выставочная программа — основные мероприятия пройдут во Флоренции и Милане. Масштабная экспозиция откроется осенью в Лувре. Тем временем исследователи продолжают изучать жизнь и творчество легендарного мастера, сообщая новые подробности его биографии. На русском языке выходит книга итальянского искусствоведа Алессандро Веццози "Леонардо да Винчи и его вселенная". С разрешения издательства МИФ РИА Новости публикует отрывок из работы одного из крупнейших знатоков творчества да Винчи. Недавняя находка — документ, которым Антонио да Винчи, дед Леонардо, утверждает связь ребенка с семьей и устраняет таким образом все двусмысленности и мнимые тайны, связанные с детством художника. Нам известно точное время, когда родился Леонардо: три часа ночи — через три часа после чтения молитвы Ave Maria (в современных сутках это 22 часа 30 минут), суббота, 15 апреля 1452 года... Он родился не в законном браке, однако его появление на свет и происхождение не стали скрывать. По всей видимости, это дитя считалось рожденным не во грехе, а в любви. И об этом напоминает серия анатомических рисунков Леонардо, дополненных комментариями художника. Два отца, пять матерей и восемнадцать братьев Все соседи съехались в поместье да Винчи, чтобы отпраздновать рождение Леонардо и окрестить его. Невероятно, но факт: у ребенка пять крестных матерей и пять крестных отцов, все из той же деревни. Среди них Ариго ди Джованни Тедеско, управляющий Ридольфи, аристократического флорентийского семейства, которому принадлежали земли и дома в Винчи. С самых первых дней ребенок принят в отцовском доме, что напротив ратуши, и никоим образом не исключается из семьи. Мать мальчика зовут Катерина, фамилия ее до сих пор точно не известна. Благородных ли она кровей, как о том пишет первый биограф Леонардо? Или это дочь лесоруба Боскайоло ди Черетто Гуиди? С уверенностью можно сказать только одно: она из круга близких отца Леонардо. Через несколько месяцев ее выдали замуж, но не за сера Пьеро, а за его друга, Антонио ди Пьеро Бути дель Вакка да Винчи. Он работал в гончарной мастерской монастыря Святого мученика Петра. (Позднее отец Леонардо и его дядя Франческо восстановят эту обитель и будут ею управлять.) Антонио дель Вакка носит красноречивое прозвище Аккаттабрига (Спорщик). Супруги уезжают в Кампо-Дзеппи, что в соседнем приходе Сан-Панталео. Через год после Леонардо Катерина родила девочку Пьеру, а затем еще четверых детей. Отец Леонардо — сер Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи. Ему двадцать пять лет, и как минимум уже четыре года он служит нотариусом, в основном в Пизе и Флоренции. Через несколько месяцев после рождения Леонардо он женился на шестнадцатилетней Альбьере дельи Амадори, девушке из богатой флорентийской семьи. В 1464 году во Флоренции она умерла при родах. На следующий год сер Пьеро снова вступил в брак. Его новая жена, Франческа ди сер Джулиано Ланфредини, умерла в 1473 году, не оставив детей. Антонио, первый брат Леонардо по отцовской линии, появился на свет в 1477 году. Его матери Маргарите ди Франческо ди Джакопо на тот момент было восемнадцать лет, впоследствии она родила еще пятерых детей. Наконец в 1485 году сер Пьеро женился на Лукреции ди Гульельмо Кортигиани, от которой у него будет семеро детей. Пятидесятипятилетний Леонардо обращался к ней "дорогая и милая мама". Винчи: имя и эмблема Леонардо был незаконнорожденным, однако в архивных документах он всегда упоминается как ди сер Пьеро да Винчи, то есть сын Пьеро да Винчи. Под этой фамилией его, двадцатилетнего профессионального художника, внесли в реестр Гильдии святого Луки. "Да Винчи" не означает, что он родился в деревне Винчи. Родись он во Флоренции, его бы назвали так же. Семья Да Винчи связана с этой местностью с XIII века. Прадед Леонардо, тоже сер Пьеро да Винчи, был известен как нотариус, хранитель печати и посол Флорентийской республики. Винчи — сельская коммуна. Территорию между Монтальбано и долиной Арно занимали сначала этруски, потом римляне. Здесь находятся средневековый замок графов Гвиди, церковь Санта-Кроче, богадельня и немногочисленные дома. "Винчи — это замок, происхождение которого восходит к гигантам. С великой яростью и гордыней ополчились они против неба, которое наказало их и пристыдило". Эта цитата из приложения к старинным уставам коммуны напоминает басни, сочиненные Леонардо. В небольших нравоучительных аллегориях о наказании гордыни он использует вычурные театральные метафоры, смешивает научные знания и народную мудрость. Один из примеров — "метеорологическое" определение морской воды, которая вознамерилась вознестись выше небес, однако пролилась дождем и в наказание была поглощена землей, где и несла покаяние. Фамилия Винчи происходит от vinchi. Так называют ивовые прутья, которые растут по берегу ручья Винчо. В тосканских деревнях их используют для плетения. Переплетенные прутья как напоминание о фамилии отца и родной земле стали эмблемой Леонардо: этот узор присутствует в его рукописях и некоторых картинах, например "Даме с горностаем" и "Джоконде". Любознательность и крестьянский быт В детстве в воспитании Леонардо практика преобладала над теорией. Он жил в семье нотариуса, при этом постоянно контактировал с селянами, делавшими вино, масло, муку, и знал о крестьянском быте не понаслышке. Его дед Антонио владел землями, которые иногда обрабатывал своими руками. Любимый дядя Франческо приобрел мельницу, а брат Джованни стал трактирщиком и мясником. Будущий изобретатель механических конструкций всматривается в землю под ногами, в "мельчайшие капли росы" — и стремится понять природу Вселенной. Левша С малых лет у Леонардо был так называемый зеркальный почерк: он держал перо в левой руке, а строчки начинались справа — как в письменах древних цивилизаций. В наше время так пишут, например, арабы и евреи. Чаще всего в тетрадях он сначала заполнял правую страницу, затем левую. Однако в этих записях нет никакого скрытого, а тем более "дьявольского" смысла. Довольно часто встречающуюся особенность письма не стали корректировать в детстве. Это свидетельствует одновременно и о свободе воспитания, и о его ограниченности — незаконнорожденный сын не получает системного образования. "Нормальный" почерк дается Леонардо не так легко. Он пользуется "общепринятым" методом, если важна четкость изложения: например, в обозначениях на топографических картах, в записи о смерти отца. Свои официальные и личные письма Леонардо также старательно выписывает. Рисует же он обеими руками. Возможно, из этой способности проистекают особые проницательность, восприятие, дар рисовальщика и чертежника. По мнению графологов, зеркальный почерк говорит о сильном стремлении к власти.