«Современная российская литература – это мат, ругань, однополая любовь и много секса»

«Премия «Национальный бестселлер» или «Нацбест», если коротко, – своеобразная. Мне нравится ее публичность, как она сделана и как ее ведет Вадим Левенталь. Там обязательно присутствуют споры у большого жюри, кто-то пишет хамские, кто-то хвалебные рецензии, все спорят и ругаются. И это всегда интересно – наблюдать, внутренне соглашаться или тоже вступать в спор. «Нацбест» для того и сделан, чтобы ругаться в кровь. Но, помимо споров, «Нацбест» дает возможность почувствовать, что литература – это не замкнутый мирок для избранных, писателям нравится, что их читают, обсуждают – и даже ругают. Они и сами возражают в соцсетях своим читателям. А те вольны, прочитав короткий и длинный список премии, выбрать своих фаворитов. По поводу шорт-листа в этом году могу сказать, что он привлекает трешем, но это не означает, что «Нацбест» – это трешевая премия. Про нее вообще сложно сказать что-то однозначное. Что, например, вот эта книга – плохая, а вон та – хорошая, эту читайте, а это – дрянь. В этом году на майские праздники, когда большинство граждан высаживает картофель, тоже можно поехать на посадки, а потом прочесть лауреатов шорт-листа и устроить дискуссию. Там все интересные книги. Один из авторов – Упырь Лихой. Вот прям так и зовут его. В его книге «Славянские отаку» много секса и однополой любви, которые описаны натурально до безобразия, но это лучше, чем «нефритовые жезлы любви» и «коралловые раковины». Еще там есть ругань и мат. Это хорошая возможность понять, что сейчас собой представляет современная российская литература. Есть тексты проще – Евгения Некрасова с «Калечина-Малечина». Там у нее некая отсылка к «Чучелу», история про подростков, старшеклассников и суицид, но сам текст шире, не зациклен на этих темах. Это тоже может понравиться или не понравиться, составьте свое мнение. Или Михаил Трофименков с «Кадрами и кадаврами» – это вообще такой учебник истории XX века. Набор эссе и колонок, которые автор писал на протяжении нескольких лет. Я люблю короткий жанр, и Трофименков мне нравится больше, чем Некрасова и Упырь Лихой, но это не означает, что он лучше. Еще один номинант – Александр Етоев. У него своеобразный язык, его призываю почитать. И он либо понравится, либо совершенно не понравится. Как написал создатель чемпионата России по чтению вслух «Открой Рот» Михаил Фаустов, а он был в большом жюри в этом году, Етоев постоянно перепрыгивает со своего новояза и возвращается к обычному языку, будто воспоминает, а потом снова идет к новоязу. Может, Миша и прав, а может, так и было задумано. Книга Етоева – это лагерная проза. История непростой жизни лагерного человека, тоже своеобразный треш, как и Лихой и Некрасова, но не в смысле языка, он здесь хороший. Мне Етоев нравится по-человечески, как писатель симпатичен, хотя у меня есть претензии как у редактора. Вообще в этом году у «Нацбеста» есть тенденция зацепить читателя названием, чтобы он взял книгу с полки. Так называемый «холодный контакт», когда пытаются втюхать какой-то товар, хотя не знают, сколько лет покупателю, что он любит или не любит, где живет. Для этого нужно цепляющее название, например, «Финист – ясный сокол» Александра Пелевина или дурацкая фамилия – вроде Упыря Лихого. И получается, что «Славянские отаку» возьмут, увидят «Финиста – ясного сокола», подожмут губки жопкой и тоже купят для интереса вместе с «Калечиной-Малечиной». Фото: РИА «Новости» / Алексей Даничев.

«Современная российская литература – это мат, ругань, однополая любовь и много секса»
© РИА "ФедералПресс"