"Новые семьи": Загадки Красной горки

МОСКВА 5 мая — РИА Новости, Артем Буденный. Ровно через неделю после Пасхи православные отмечают Антипасху, именуемую в народе Красной горкой. Этот праздник связывают не только с христианской, но и с языческой традицией. Зачем в деревнях катали, бросали и били освященные яйца, почему горка — красная, чему учит вспоминаемая в этот день история Фомы неверующего — в материале РИА Новости. Снова под венец Больше месяца празднуют православные христиане Пасху, Светлое Христово Воскресение: обмениваются подарками, угощают друг друга куличами, творожными пасхами и крашеными яйцами. И в череде этих пасхальных дней Красная горка замечательна тем, что вновь начинаются венчания, которых Церковь не совершала в Великий пост и первую неделю после Пасхи. "После большого перерыва в каждой деревне играли сразу несколько свадеб. Водили хороводы, сооружали качели, пели пасхальные песни", — рассказывает Екатерина Дорохова, заместитель руководителя Центра русского фольклора при Российском доме народного творчества имени В. Д. Поленова. По распространенной версии, этот праздник связан с языческими обрядами почитания Ярилы — бога солнца, силы и расцвета жизни, плодородия и чадородия. Однако не все согласны с этим толкованием. "О языческих мотивах говорить тут можно с большой натяжкой, потому что за тысячу лет христианизированы были все обычаи, на них — отблеск христианской радости", — считает духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы протоиерей Артемий Владимиров. Настоящий же смысл праздника — торжество жизни и веры в Бога. "Во время пасхальной службы читается обращение святителя Иоанна Златоуста, в котором он употребляет словосочетание "жизнь жительствует". И эта жизнь обрастает новыми людьми, символически — церковной семьей и просто семьей", — рассказывает настоятель храма мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский. По мнению священника, естественно, что этот праздник ассоциируется с изобилием и продолжением рода. "В пост нельзя было венчаться. Первая радость от создания новой семьи возможна только на Антипасху — на Красную горку. Конечно, все, что связано с семьей, в народном, фольклорном мышлении должно ассоциироваться с богатством, насыщением и продолжением рода", — говорит отец Владимир. Красный — прекрасный Слово "красный" говорит о красоте. "Красный — прекрасный", — считает Артемий Владимиров. Это цвет Пасхи: в красный цвет принято красить яйца, в красном облачении служат пасхальные службы священники Русской церкви. "Но почему "горка"? Как я понимаю, это пошло от обычая катать с горки яйца, стараясь попасть в уже скатившиеся, дети устраивали такие соревнования. Но о катании яиц я читал только у наших писателей: у Шмелева в "Лете Господнем", у Никифорова-Волгина", — говорит отец Артемий. Другие "боевые" традиции продержались значительно дольше. "Вспоминаю, как бабушка готовила пасхальные яйца. Мы, ничего не знавшие о Христе, о Евангелии, радовались, смотря на эту красоту, и ждали Светлого Воскресения, чтобы, взяв яйца, сразиться ими в бою. Стукали их друг о друга, и обладатель более крепкого экземпляра считал себя чемпионом", — рассказывает священник. С пасхальными яйцами были связаны и другие обычаи. "То, что в XIX — XX веках стало развлечением, когда-то было частью обрядов, связанных со встречей весны и подготовкой земли к севу. Например, собирали скорлупу пасхальных яиц и крошили в первую борозду. Вообще, считалось, что пасхальные яйца — целебные, что они не могут испортиться: их хранили в красном углу, прикладывали к больному месту", — рассказывает знаток фольклора Екатерина Дорохова. Сам обычай красить яйца восходит к первому столетию от Рождества Христова. "Есть предание о том, как первое красное яйцо Мария Магдалина, одна из самых ревностных проповедниц Евангелия, преподнесла в Риме Тиберию — тому самому императору, в царствование которого Христос был вознесен на крест. И воскликнула на латыни: Christus resurrexit a mortuis! (Христос воскрес!)", — говорит отец Артемий. Есть и другое предание, которое не противоречит первому: о том, как чудесным образом яйца стали красными в доказательство воскресения Христова. "Христианин обратился к иудею: "Христос воскрес!" Тот спросил: "Почему ты в этом уверен? Как ты можешь это доказать?" — пересказывает эту историю отец Артемий. — "Если эти яйца станут красными, как кровь Христа, тогда поверю", — сказал иудей христианину. Предание свидетельствует, что яйца окрасились в красный пасхальный цвет. И человек этот вскоре принял крещение". Фома "неверующий" С обретением веры связана и самая суть события, празднуемого через неделю после воскресения Иисуса. Неслучайно церковное название этого дня — Фомино воскресенье. Праздник установлен церковью в память об апостоле Фоме, который дошел с проповедью Евангелия до Индии и там обратил в веру Христову семью местного начальника. За это Фому пронзили копьями, как ранее распятого Христа проткнул копьем римский солдат. Евангелие повествует, что именно в эту рану Иисуса — от копья — Фома вложил свои пальцы, чтобы удостовериться в том, что погибший Иисус действительно воскрес из мертвых. "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20:28), — воскликнул апостол. Так произошло уверение Фомы. "Это удивительный путь сомневающегося апостола, который должен был сам все проверить, чтобы понять, что это не галлюцинация", — говорит протоиерей Владимир Вигилянский. Дело в том, что, с точки зрения иудеев, проходить сквозь стены, появляться и исчезать мог только дух, поясняет завкафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов. Есть мнение, что Христос явился своим ученикам с единственной целью: показать, что Он не призрак, уверить их в реальности Своего воскресения. "Воскресение Христово — это не оживление того, что было мертвым, это что-то принципиально другое. Он в этом мире может проявлять себя как угодно: может появиться, может исчезать, проходить сквозь стены. Это прорыв между мирами. Вот почему воскресение Христа ломает все шаблоны", — говорит отец Павел. "Анти" не значит "против" "По-гречески этот праздник называется Антипасха. Он находится как бы напротив, симметрично по отношению ко дню Христова Воскресения", — разъясняет протоиерей Артемий Владимиров. Спаситель дважды являлся апостолам: в первый раз сразу после воскресения, но тогда среди них не было Фомы, а второй — через неделю, уже в присутствии Фомы. Именно поэтому первое воскресенье после Пасхи называется Фоминым. По мнению отца Владимира Вигилянского, есть "разные пути к Богу, связанные с особенностями психологии человека: у кого-то этот путь лежит через сердце, у кого-то через разум или через ощущения". В любом случае, как говорит отец Павел Великанов, "только собственный опыт богообщения может быть подтверждением реальности Бога".

"Новые семьи": Загадки Красной горки
© © РИА Новости / Игорь Зарембо