Ещё

На фоне Мунка не снимается семейство 

На фоне Мунка не снимается семейство
Фото: Вечерняя Москва
Пожалуй, самое яркое культурное событие этой весны — выставка в Государственной Третьяковской галерее. Около сотни работ в экспозиции, дополненные уникальными фотографиями и мемориальными предметами живописца — преимущественно из музея Мунка в Осло.
В этом году исполняется 75 лет со дня смерти Мунка. Художника загадочного, мистического. Поклонника творчества Достоевского. Автора знаменитого «Крика» — вернее, целого ряда «Криков». Или — целого ряда «Вампиров». Мунк «отрабатывал» одну и ту же тему много раз, словно искореняя какие-то незакрытые гештальты. Конечно, «Крик» — самое известное в нашей стране полотно знаменитого норвежца. И на майские праздники в Третьяковку просто вал посетителей: каждый хочет лично проникнуться флюидами вселенского ужаса и одиночества, исходящими от картин Эдварда Мунка…
И еще, безусловно, запечатлеться на фоне «Крика».
Что поделаешь, такова примета времени: каждый второй считает своим долгом сделать селфи на фоне любого значимого явления. Это не только наше, российское. В любом храме живописи они — фотографирующиеся до полного изнеможения. В Дрезденской галерее к Сикстинской мадонне не подойти — возле нее стоит плотная очередь не из желающих полюбоваться на прелестный лик Мадонны, но сделать селфи. И я там был, мед-пиво пил, так сказать. Не знаю, что за счастье запечатлеть свое искаженное камерой лицо на фоне великих полотен. Разве что вывалить потом в социальную сеть — но когда ВСЕ пошли и ВСЕ сфотографировались, то в чем фишка? Или в старости пересматривать — а вот это я был на Мунке…
Но нет, не получится. Всё, лавочка прикрылась. Не сфотографируетесь на фоне «Крика». Нельзя. Руководство не разрешает.
Да, это предательская подножка. Коварный плакат при входе на выставку: «В целях безопасности запрещены селфи и групповые фотографии».
При этом, что забавно, съемки вообще не запрещены. Ты можешь сфотографировать полотно, можешь — со спины — людей на фоне картин. Но вот селфи нельзя. Групповые фотографии нельзя. А со спины групповые — можно?
Специально обученные люди заняты тем, чтобы следить, как бы какой-нибудь смутьян не позволил себе селфи. Представляю, какая сложная это работа: засечь в толпе того, кто не картину фотографирует, а и «кусочек себя» или, не дай бог, свою семейку! Группу, так ее разтак, лиц! Сразу вспомнилось знаменитое: «На фоне Пушкина снимается семейство». На фоне Мунка — нет, не снимается.
Мышь не проскочит!
Наверное, такие сложности в организации выставки возникли после очередного прокола Третьяковки под названием «Похищение Куинджи». Теперь все строго, вокруг каждой картины — какие-то нагороженные конструкции, чтобы не сняли со стены или еще чего не вышло… При этом — народ неисправим, через эти вот заборчики все равно тянутся ручонки со смартфонами и щелкают, щелкают…
Выставка Мунка, как ни забавно это звучит, сопровождается сплошными КРИКАМИ. «Мужчина! Не фотографируйте женщину на фоне картины! Я все вижу!» Возникают свары. Посетители огрызаются — они отстаивают свое право фоткать себя, фоткать своих женщин и детей, «деньги уплочены», да и вообще — это уже вопрос принципа!
Бедные смотрительницы зала. Какая стрессовая для них выставка получилась. Тетеньки-смотрительницы, правда, в этот раз «укреплены» крепким представителями службы безопасности. Охранники, видимо, доведенные творчеством Мунка до грани, пытаются у некоторых, особо ретивых желающих запечатлеться просто вырвать из рук смартфон! Да, вот так. Дикость какая-то, не удивлюсь, если и до драк доходит.
Хорошо было бы не сражаться на фоне картин мастера, не стараться перещеголять друг друга в невежестве и хамстве.
Эдвард Мунк был очень сложным человеком, с трудной судьбой, поломанной психикой, тонкий и ранимый. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Это сам художник рассказывал об истории создания знаменитого «Крика».
Как все это величественно и прекрасно — и такое болезненное и чувственное мироощущение, и долгое, странное «послевкусие» даже от взгляда на репродукцию картины… А нам сегодня предоставилась уникальная возможность — посмотреть подлинники. Выставка — уникальная.
И как мелко, ничтожно то, что творится в зрительных залах.
Видео дня. Что стало с Леоновой, которую муж бросил с 7 детьми
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео