На фоне Мунка не снимается семейство

Пожалуй, самое яркое культурное событие этой весны - выставка Эдварда Мунка в Государственной Третьяковской галерее. Около сотни работ в экспозиции, дополненные уникальными фотографиями и мемориальными предметами живописца - преимущественно из музея Мунка в Осло. В этом году исполняется 75 лет со дня смерти Мунка. Художника загадочного, мистического. Поклонника творчества Достоевского. Автора знаменитого "Крика" - вернее, целого ряда "Криков". Или - целого ряда "Вампиров". Мунк "отрабатывал" одну и ту же тему много раз, словно искореняя какие-то незакрытые гештальты. Конечно, "Крик" - самое известное в нашей стране полотно знаменитого норвежца. И на майские праздники в Третьяковку просто вал посетителей: каждый хочет лично проникнуться флюидами вселенского ужаса и одиночества, исходящими от картин Эдварда Мунка... И еще, безусловно, запечатлеться на фоне "Крика". Что поделаешь, такова примета времени: каждый второй считает своим долгом сделать селфи на фоне любого значимого явления. Это не только наше, российское. В любом храме живописи они - фотографирующиеся до полного изнеможения. В Дрезденской галерее к Сикстинской мадонне не подойти - возле нее стоит плотная очередь не из желающих полюбоваться на прелестный лик Мадонны, но сделать селфи. И я там был, мед-пиво пил, так сказать. Не знаю, что за счастье запечатлеть свое искаженное камерой лицо на фоне великих полотен. Разве что вывалить потом в социальную сеть - но когда ВСЕ пошли и ВСЕ сфотографировались, то в чем фишка? Или в старости пересматривать - а вот это я был на Мунке... Но нет, не получится. Всё, лавочка прикрылась. Не сфотографируетесь на фоне "Крика". Нельзя. Руководство не разрешает. Да, это предательская подножка. Коварный плакат при входе на выставку: "В целях безопасности запрещены селфи и групповые фотографии". При этом, что забавно, съемки вообще не запрещены. Ты можешь сфотографировать полотно, можешь - со спины - людей на фоне картин. Но вот селфи нельзя. Групповые фотографии нельзя. А со спины групповые - можно? Специально обученные люди заняты тем, чтобы следить, как бы какой-нибудь смутьян не позволил себе селфи. Представляю, какая сложная это работа: засечь в толпе того, кто не картину фотографирует, а и "кусочек себя" или, не дай бог, свою семейку! Группу, так ее разтак, лиц! Сразу вспомнилось знаменитое: "На фоне Пушкина снимается семейство". На фоне Мунка - нет, не снимается. Мышь не проскочит! Наверное, такие сложности в организации выставки возникли после очередного прокола Третьяковки под названием "Похищение Куинджи". Теперь все строго, вокруг каждой картины - какие-то нагороженные конструкции, чтобы не сняли со стены или еще чего не вышло... При этом - народ неисправим, через эти вот заборчики все равно тянутся ручонки со смартфонами и щелкают, щелкают... Выставка Мунка, как ни забавно это звучит, сопровождается сплошными КРИКАМИ. "Мужчина! Не фотографируйте женщину на фоне картины! Я все вижу!" Возникают свары. Посетители огрызаются - они отстаивают свое право фоткать себя, фоткать своих женщин и детей, "деньги уплочены", да и вообще - это уже вопрос принципа! Бедные смотрительницы зала. Какая стрессовая для них выставка получилась. Тетеньки-смотрительницы, правда, в этот раз "укреплены" крепким представителями службы безопасности. Охранники, видимо, доведенные творчеством Мунка до грани, пытаются у некоторых, особо ретивых желающих запечатлеться просто вырвать из рук смартфон! Да, вот так. Дикость какая-то, не удивлюсь, если и до драк доходит. Хорошо было бы не сражаться на фоне картин мастера, не стараться перещеголять друг друга в невежестве и хамстве. Эдвард Мунк был очень сложным человеком, с трудной судьбой, поломанной психикой, тонкий и ранимый. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Это сам художник рассказывал об истории создания знаменитого "Крика". Как все это величественно и прекрасно - и такое болезненное и чувственное мироощущение, и долгое, странное "послевкусие" даже от взгляда на репродукцию картины... А нам сегодня предоставилась уникальная возможность - посмотреть подлинники. Выставка - уникальная. И как мелко, ничтожно то, что творится в зрительных залах.

На фоне Мунка не снимается семейство
© Вечерняя Москва