От подсмотренного у финнов до легенды стиля: история шапки-"петушка"

Шапка-«петушок» на голове Николая Баскова не случайно стала едва ли не самой яркой деталью скандального видео «Цвет настроения синий». Филипп Киркоров и продюсер клипа Иван Ургант стремились погрузить зрителя в атмосферу 80-х, а в ту пору на голове каждого второго советского гражданина занимала достойное место вязаная шапка промышленного производства. Шапки своей бесхитростной формой напоминали петушиный гребень, поэтому и получили в народе такое название – «петушок». Дизайн копировали с модных финских журналов Говорят, самые популярные шапки-«петушки» в Советском Союзе шили в Эстонии на фабрике «Марат». Она была одним из крупнейших в свое время предприятий легкой промышленности Прибалтики. Изделия фабрики пользовались необычайно высоким спросом благодаря отличному качеству и недорогой цене. В фирменном магазине «Марата» на улице Пикк, 3 в Таллине и в ателье на углу Пярнуского шоссе и улицы Сакала всегда было много покупателей и заказчиков. Изделия отправляли во все концы Советского Союза и за рубеж. Фабрика готовила костюмы для спортсменов – участников крупных международных соревнований, включая Олимпийские игры. Образцы продукции, как утверждает дизайнер головных уборов Виолетта Литвинова, копировались с модных финских журналов. Особенно ценились бело-синие шапки. Каждый мечтал о головном уборе, как у чемпиона Надо отдать должное героям спорта – именно они запустили моду на шапки-«петушки», когда появились в них на зимних Олимпиадах в 1984 году в югославском Сараево и в 1988-м в канадском Калгари. Кумирами всей страны, а заодно и образцами для подражания, иконами стиля стали биатлонисты Сергей Чепиков и Александр Попов, лыжники Алексей Прокуроров и Раиса Сметанина, фигуристы Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, хоккеисты Вячеслав Фетисов, Игорь Ларионов, Александр Кожевников, Владислав Третьяк и многие другие звезды спорта. На них хотели быть похожими. Каждый мечтал иметь шапку, как у чемпиона, чтобы блеснуть во дворе, на танцах в сельском клубе или на профсоюзном собрании. Шапка-«петушок» подходила для любого случая, носилась ежедневно на протяжении долгой русской зимы, легко помещалась в карман верхней одежды, из-за чего часто отрывалась крепившаяся сверху к головному убору кисточка. На ее месте, как правило, оставалась служившая напоминанием о былой красоте ниточка. Почему-то ее присутствие никого не смущало. Мини-опрос, проведенный автором этой статьи, выявил следующую парадоксальную вещь: никто из опрошенных не смог точно вспомнить, как в их семье появились шапки-«петушки». Они будто бы заводились в гардеробе сами собой – кто-то откуда-то привез, кто-то кому-то подарил. Также никто не смог членораздельно объяснить, в какой момент новейшей истории эти головные уборы исчезли с полки. Самые памятливые респонденты сообщили, что в последний раз встречали их на родственниках при возведении дачного домика на шести сотках. Шапочный символ советского времени Символ эпохи не мог не попасть в кадры фильмов того времени. «Петушки» можно увидеть на герое Александра Панкратова-Черного в ленте «Зимний вечер в Гаграх», на исполнителе роли Лёньки в фильме «Любовь и голуби» Игоре Ляхе. В этих эпохальных шапках ходят герои «Ералаша», многочисленные персонажи, выведенные Юрием Стояновым и Ильей Олейниковым в программе «Городок». Прекрасен дуэт «туристов» в спортивных шапочках Андрея Макаревича и Георгия Мартиросяна в «Дне выборов». Панкратов-Черный в фильме «Зимний вечер в Гаграх» Носили «петушки» не только представители сильного пола. Среди девчонок также находилось немало поклонниц пресловутых шапок. Они предпочитали более яркие цвета и самые разнообразные рисунки – геометрические фигуры, изображения животных и цветов. Такие шапки иногда покупались, но чаще всего делались своими руками. На сцене КВН в таких «петушках» блистали Света и Жанна из команды «Парма». Продюсер Яна Рудковская признавалась в любви к шерстяным шапочкам с помпонами, которая у нее сохранилась с детства. С ранних лет любит головные уборы и солистка группы «А-Студио» Кети Топурия. «В них тепло, – говорит певица, – они выгодно украшают любой образ, и, надев шапку, можно утром не делать укладку. Пожалуй, нет такого головного убора, который мне бы не подошел. У меня много необычных моделей для сцены, а в повседневной жизни люблю носить различные шапочки, например с помпоном». Красный «петушок» Семина приносил удачу его команде Но самыми преданными поклонниками стильного головного убора на протяжении многих лет оставались знаменитые футбольные тренеры – Олег Романцев, Георгий Ярцев и конечно же Юрий Семин. Последний считает, что шапка способна приносить удачу. Однажды Юрия Павловича спросили, жива ли еще его знаменитая красная шапка-«петушок». «Жива-здорова! – ответил он. – Лежит на полочке. Появилась она у меня случайно. Эти шапочки просто выдавали вместе с формой. Качество неплохое, я и решил носить. Помню, проигрываем 0:1, жуткая погода, ливень. Игрок соперника обводит вратаря, бьет в пустые ворота, но защитник невероятным образом выносит мяч. Я тут же нацепляю шапочку – и мы забиваем дважды, вырывая победу на 93-й минуте! Ну как после этого не поверить в ее особое предназначение?! Но больше я ее не надеваю. Всему свое время. Лимит везения той шапочки исчерпан. Ищу новую…» Юрий Семин на матчи надевал «петушок» В 80-е годы на шапках размещали надписи «Спорт», «Старт» или что-то на английском языке, например Sky. В наши дни предприниматель Андрей Попов наладил выпуск шапок-«петушков» с надписями «Мир», «Труд», «Любовь», «Правда». Как он объясняет, на шапке обозначено то, к чему ты стремишься. История «петушков» продолжается.

От подсмотренного у финнов до легенды стиля: история шапки-"петушка"
© ИД "Собеседник"