"Российская летопись". Романист Пазухин – утешитель бедных и обездоленных

Сто лет назад скончался писатель Алексей Михайлович Пазухин, ныне совершенно забытый. А ведь когда-то его романами зачитывалась вся Москва. Да и не только она, вся Россия! Он родился в 1851 году в Ярославле. Учился в гимназии, работал народным учителем, служил чиновником особых поручений при ярославском губернаторе. А в 1881 году переехал в Москву, где и прославился как знаменитый романист. А началась его слава с популярной газеты "Московский листок" Николая Ивановича Пастухова. Гиляровский вспоминал: "Когда знаменитый впоследствии писатель Алексей Михайлович Пазухин принес первый раз в "Листок" свою повесть, то побоялись взять: вдруг краденная! – А, может быть, ты ее украл! – так и сказал писателю Пастухов. И тут же, в редакции, заставил написать на заданную тему рассказ. Пазухин написал "Приезд сельского учителя", который и был напечатан. Впоследствии Пазухин написал сотни сценок и десятки романов из купеческого и мещанского быта, всегда кончавшиеся благополучием. Читатели Пазухина любили – во вторники и пятницы с его романами тираж газеты увеличивали". У Пазухина было бойкое перо – за 30 лет он написал более 50 романов! Правда, критики язвили, что все его романы похожи друг на друга как близнецы-братья. Историк литературы А.И. Рейтблат дал такую характеристику романам Пазухина: "развитие действия в его романах, имеющих жесткую (как правило, мелодраматическую) сюжетную конструкцию, определяется любовной страстью или жаждой обогащения. В качестве высшей ценности утверждается счастливая семейная жизнь, а погоня за деньгами и чувственными удовольствиями порицается. Носителями соблазнов выступают обычно аристократы; резко негативное отношение к светской жизни… Романы … написаны добротно и профессионально, но они во многом вторичны, используют давно отработанные … сюжетные схемы и стилистические приемы". Все это так. Да и сам Пазухин говорил про себя, что он – "поставщик фельетонных романов, на которые любое литературное ничтожество смотрит много-много, что с презрительным снисхождением". Пазухина иронично называли властителем дум низов. Но зато у него читателей было во много раз больше, чем, скажем, у Льва Толстого или Чехова. Некоторые романы Пазухина насчитывали более 20-ти изданий. На современный манер писателя можно было бы назвать поставщиком бестселлеров. Да и названия у произведений были соответствующие: "По трупам к счастью", "Розы в крови", "Женская доля", "Буря в стоячих водах", "Так было суждено", "Купленная невеста", "Московские коршуны", "Драма на Волге", "Последний поцелуй", "В когтях дикой страсти". И в этих романах всегда, в отличие от реальной жизни, добро побеждало зло. "Всепримиряющий свет теплого оптимизма" – так сказал о романах Пазухина писатель А.В. Амфитеатров. А завистники говорили, что Пазухин "набивает свой карман" и ничто кроме денег и славы его не интересует. Но на самом деле Алексей Михайлович жил весьма скромно, никогда не умел устраивать свои материальные дела, помогал деньгами нуждающимся. И насчет тщеславия писателя тоже зря злословили. В 1906 году он отказался от предложения устроить торжества в честь 35-летия его литературной деятельности. Пазухин сказал, что "количество проработанных лет и написанного не может служить мерилом полезности". После Октябрьской революции "Московский листок" новые власти закрыли, а советские газеты и издательства его произведения не печатали. Коллега Алексея Михайловича по "Листку", журналист Е.И. Вашков записал 30 марта 1919 года: "Пазухин умер буквально от голодной смерти. Последний раз, когда я виделся с ним, это было около месяца тому назад, он говорил мне: – Дорогой мой, я голодаю. Если так продолжится, я умру голодной смертью. Словно проклятый рок тяготеет над судьбой русского писателя. Почти полвека напряженной работы и в результате голодная смерть и жалкий некролог". Влас Михайлович Дорошевич вспоминал: "Я помню, давно это было, я жил на Балкане, в Живорезном переулке, и снимал крошечную комнату. Сквозь тоненькую перегородку я слышал, как слышат пульс, как билась унылая жизнь. Я снимал комнату у двух сестер-портних. Старшая была хоть вдова. Хоть в прошлом видела дом, семью, ласку и радость. Младшая осталась старой девой, и работа сделала ее кривобокой. Эта в жизни не видела ничего. Бедно они жили. Когда не было спешной работы, в сумерках не зажигали лампы: – Чтоб не тратить керосина. Единственной их радостью было почитать "Листочек" ("Московский листок" – прим. автора). Они покупали его два раза в неделю, по средам и субботам, когда печатался роман А.М. Пазухина. Они читали про богатого купца-самодура, про его красавицу-дочку, про приказчика, который был беден: – Как они. Которому приходилось терпеть: – Еще побольше. Но который, в конце концов, добивался счастья. Они верили этой золотой сказке. И прерывали чтение замечаниями: – Это правда! – Это взято из жизни! На Пятницкой даже был такой дом. На углу. И Пазухин, добрая Шахерезада, рассказывал им сказку за сказкой. И они видели золотые сны. Милый добрый писатель, да благословит вас счастьем небо за те хорошие минуты, которые вы внесли в жизнь маленьких, бедных и обездоленных. Вас и ваших близких". В этом выпуске вы также услышите: – Русская биография барона Мюнхгаузена. – Первый нигилист: Буташевич-Петрашевский. Слушайте полную версию программы: