Сергей Пускепалис в горьковском МХАТе поставил спектакль «Последний срок»

К празднику Великой Победы МХАТ имени М.Горького выпустил спектакль Сергея Пускепалиса 'Последний срок'. Несмотря на то, что действие повести Валентина Распутина происходит в мирное время, причем в довольно благополучное и стабильное (конец 60-х), в ней говорится о матери, которая пережила войну, потеряла детей, и нашла в себе силы отсрочить приход смерти для того, чтобы дождаться свою дочь, которая была далеко и о которой болело ее сердце. 'Последний срок' - о такой силе духа русской женщины, матери, которая способна победить даже смерть, а также о том, как сытая жизнь, в которой нет места подвигу, лишает человека крыльев и превращает в обычного потребителя и скучного обывателя. Старуха Анна в своей постели уже между небом и землей. Вокруг нее голубой яркий цвет. Дом Анны напоминает сказочный терем, в котором все сделано своими руками, с душой и для любимых людей. Посередине стол, который смастерил много лет назад ее покойный муж, и за которым теперь едят, пьют и выясняют отношения их дети и родственники. Они собрались вечером, чтобы похоронить мать, которая вот-вот умрет. В ожидании смерти матери никто не хочет тратить время зря и находит для себя занятие. Дочь Люся на отцовский стол ставит швейную машинку и начинает дошивать черное платье для похорон. Люся - материалистка, и какие-либо размышления о душе и духе для нее чужды. Она понимает, что мать еще жива, слышит стук машинки, но ее это не беспокоит - она занимается якобы делом. Люся - уже горожанка, одета по моде, и в ней мы узнаем многих советских женщин - покорительниц областных городов и столиц, оставивших часть своего сердца на малой родине, и превратившихся в механизмы или рабочую силу. Люся ради новой жизни принесла в жертву самое дорогое, что у нее было, - любовь и сопереживание. Люся стала как швейная машинка, которая ничего не чувствует. Сыновья Анны потеряли мужскую гордость и цель в жизни. Они не то, чтобы алкоголики, а так - ни то, ни се - не орлы, не воины и не главы семей. Каждый из них понимает, что мать - единственная, и что она рядом считанные секунды, и никто ее больше не заменит, и останутся они сиротами, но никто не хочет уделить ей внимание и поговорить, пожать руку, поблагодарить за жизнь. Выросло поколение, не спосособное ценить своих матерей и отцов. Поколение, променявшее духовность на материю. Поколение, жадно стремящееся разбогатеть и выбиться в люди. Поколение победителей, спасших мир от фашизма. А достойно ли оно жизни? - большой вопрос. Сергей Пускепалис поставил спектакль по повести Распутина, где нет плохих и хороших, любящих и равнодушных. Есть жизнь и смерть, материя и дух, земля и вечность, настоящее и призрачное будущее. Спектакль очень подробный, медленный, внимательный и точный. Все по Распутину, все про нас и нашу жизнь, без упреков, вердиктов, ненависти и выводов. Мы же не упрекаем себя в том, что годами не навещаем своих стариков, живущих в других городах и селах, потому что заняты работой и карьерой? И Сергей Пускепалис в своей постановке не упрекает, но пытается сказать: 'Жизнь - единственная, и другой не будет, и матери другой не будет, и родины другой не будет, и братьев родных не будет - так цените это, берегите и не становитесь черствыми роботами'. Спектакль 'Последний срок' оценила президент театра Татьяна Доронина. Татьяна Васильевна подарила режиссеру Сергею Пускепалису, актерам и художественному руководителю Эдуарду Боякову букет цветов в качестве благодарности. Татьяна Васильвна в своих книгах и опубликованных 'Дневниках' очень подробно рассказывает о своих родителях, об отце-фронтовике и о блокадном детстве. Она не утратила связи со своей малой Родиной и считает себя 'ленинградкой'. Сергей Пускепалис и не думал становиться москвичем. В Железноводске его дом, семья и там он организовывает фестиваль 'Герой и время'. Всем нам очень нужны герои. Разумеется, они есть, они рядом, и каждый день совершают подвиги. Но при этом на тв, да, и на большои экране преобладает дух материального богатства и погони за успехом. Спектакль 'Последний срок' - о вечных ценностях: любви к близким, своей земле, отношении к жизни и к смерти. О самом главном.

Сергей Пускепалис в горьковском МХАТе поставил спектакль «Последний срок»
© Вечерняя Москва