Заведите привычку тратить деньги на впечатления — это сделает вас счастливее

Психологи и ученые сходятся Van Boven, L., & Gilovich, T. (2003). To do or to have? at is the question. Journal of Per- sonality and Social Psychology, 85(6), 1193 в том, что, потратив деньги на впечатления, а не на вещь, мы испытываем больше положительных эмоций. Со временем новые вещи уже не вызывают у нас былого энтузиазма, а эмоциональная привязанность к пережитому опыту, напротив, растет. Дети умоляют купить им новую игрушку или гаджет, получают желаемое, а через несколько недель или даже дней опять начинают просить что-то новое. Со временем все вещи теряют новизну и становятся частью повседневности, даря лишь краткое ощущение радости и удовлетворения. Даже когда мы осознанно задумываемся о том, что имеем, мы склонны воспринимать материальные накопления как должное. А вот впечатления, напротив, рождают воспоминания, к которым можно возвращаться снова и снова. И это безграничный источник радости. Со временем воспоминания о пережитом положительном опыте окрашиваются в еще более радужные тона: плохое забывается, мы больше помним хорошее. Поскольку чаще всего мы участвуем в событиях вместе, совместное переживание опыта становится еще более радостным. Это одна из причин, почему впечатления приносят больше счастья, чем вещи, — мы делим их с другими Caprariello, P. A., & Reis, H. T. (2013). To do, to have, or to share? Valuing experiences over material possessions depends on the involvement of others. Journal of Personality and Social Psychology, 104(2), 199. Общие впечатления улучшают отношения, способствуют формированию новых связей. Это и делает нас счастливыми. Это интересно! Лишь 3,1% детей в мире живут в США. Но именно американским детям принадлежат 40% производимых во всем мире игрушек University of California Television. (n.d.). University of California TV series looks at clutter epidemic in middle-class American homes. Retrieved from http://www.uctv.tv/RelatedCon- tent.aspx?RelatedID=301. Когда мы хотим стать счастливее посредством материальных накоплений, мы вовлекаемся в нескончаемую гонку и пытаемся заполнить бездонную пропасть. Однако у нас, родителей, есть возможность на своем примере научить детей видеть не только материальную сторону мира, рассмотреть мир во всех красках и стремиться не к накоплениям, а к впечатлениям, которые запомнятся на всю жизнь. Стремитесь к впечатлениям, а не накоплениям Путь к переменам. Семьи, которые ставят нематериальный опыт выше накоплений, могут уменьшить количество хлама в доме и открыть дверь новым возможностям. Осознанно подходите к приобретению вещей. Каждый раз, когда кто-то из ваших домашних просит купить что-либо — не предмет первой необходимости, — обсудите, чем вызвано желание иметь эту вещь, и вместе оцените пользу от нее и затраты. Родители могут показать пример, обсуждая приобретение той или иной вещи вслух и показывая процесс принятия решений. Поймите, чем вызвано желание иметь ту или иную вещь. Не спеша проанализируйте, какую ключевую потребность вы пытаетесь удовлетворить покупкой вещи для себя или ребенка. Согласно знаменитой иерархии потребностей Абрахама Маслоу, у человека пять основных потребностей: физиологические нужды; безопасность; любовь и принадлежность к сообществу; уважение и самоактуализация. Каждая из потребностей должна быть удовлетворена, прежде чем вы перейдете к ступени выше. Так какую потребность удовлетворяет покупка вещи для вас или вашего ребенка? Поймите, почему эта вещь так важна для вас, и подумайте, можно ли удовлетворить потребность другим способом. Например, ребенок подросткового возраста может мечтать о гаджете последней модели, потому что думает снискать признание в группе сверстников, которые посчитают его «крутым». В данном случае для ребенка имеет смысл укрепить свое чувство принадлежности к сообществу, проводя больше времени с друзьями — старыми и новыми. Это принесет больше радости, чем покупка нового гаджета, который через несколько дней утратит привлекательность. Заменяйте вещи впечатлениями. Все мы любим повторять, что деньги не растут на деревьях, но действительно ли мы ценим заработанное? Решая, на что потратить деньги, вы можете научиться больше их ценить. Когда встает вопрос о покупке новой вещи, обсудите, на что еще можно потратить те же деньги — возможно, на поездку или опыт, который окажется более полезным в перспективе. Например, вместо новой спортивной кофты предложите ребенку купить билеты на матч. Фото: Daiga Ellaby on Unsplash Изучите производственный процесс. Когда мы узнаём, как производятся вещи, мы начинаем относиться к ним иначе и ценить их больше. Посмотрите документальные фильмы «Реальная цена моды» (True Cost) о производстве вещей для брендов масс-маркет и короткометражный мультик «История вещей» о жизненном цикле вещей. Ролики о том, как производятся разные вещи, можно найти на YouTube. Сходите на свалку. Ничто так не открывает глаза на негативные последствия чрезмерного потребления. Пусть такая поездка станет для детей уроком осознанного потребления: чем меньше мы покупаем ненужного, тем меньше вреда для планеты. Найдите блошиный рынок рядом с домом. На блошиных рынках люди продают горы ненужных и «бесполезных» вещей — это последний шанс пристроить их, прежде чем они отправятся на помойку. Поездка на блошиный рынок преподаст детям урок: что для одного мусор, для другого — сокровище. На своем примере покажите, что обладать вещами не так уж важно. Если ваша семья привыкла покупать все новенькое и лучшее — игрушки, гаджеты, книги, — эту ментальность можно изменить. Чем покупать новое, придумайте, как использовать старое. Превратите это в игру для всей семьи: подумайте, что можно взять напрокат, какие вещи купить подержанными. Читайте по теме: Основательница «империи секонда»: «Многим кажется, что мой бизнес — золотая жила. На самом деле — нет» Меняйтесь с друзьями. Многие девочки-подростки меняются одеждой с подружками. Но меняться можно не только одеждой, а еще и книгами, фильмами, кухонными приборами, игрушками. Расскажите друзьям или соседям о своем намерении меньше покупать и спросите, хочет ли кто-то начать меняться вещами. Эти обмены хороши тем, что помогают их участникам сблизиться. Правило «купил — отдал». Возьмите за правило отдавать одну имеющуюся вещь (знакомым или на благотворительность), когда покупаете новую. Исключение — коллекционные предметы: книги, фильмы, музыка. Не поддавайтесь на рекламные уловки. Ищите манипулятивную рекламу и обсуждайте ее вместе, чтобы дети научились не поддаваться влиянию маркетинга. Заведите семейный список планов. Составьте список всего, что вам бы хотелось сделать вместе. Пусть все ваши домашние добавляют туда свои планы и идеи. Повесьте список на видное место — он будет мотивировать вас откладывать деньги и планировать новые впечатления. Выделите специальную копилку под следующее семейное приключение. Каждую неделю говорите детям, от каких покупок вы, родители, отказались, чтобы отложить деньги на совместное приключение. Это будет мотивировать детей поступать так же. Храните воспоминания. Воспоминания о пережитых событиях приносят радость и оживляют впечатления в памяти. Запечатлевайте совместный опыт. Делитесь фотографиями. Смартфоны и камера всегда под рукой. Фотографируйте и делитесь фотографиями с друзьями и родными. Фото: Daniel Cheung on Unsplash Печатайте фотокниги и создайте семейный альбом. Есть множество приложений, позволяющих быстро напечатать фотографии. Просматривая фотографии и альбомы, мы оживляем воспоминания. Возьмите толстый блокнот или скетчбук, в который можно вклеивать фотографии и делать записи, или купите фотоальбом, в котором можно писать. Каждый год вместе вносите изменения в альбом. Делитесь радостью. Устраивайте совместные вылазки и мероприятия с друзьями, родными и соседями. Совместный досуг сближает и создает новые воспоминания, которые потом можно будет обсудить, собравшись вместе. Дарите впечатления. На дни рождения, праздники и выпускные принято дарить материальные подарки, но, подарив впечатление, вы принесете виновнику торжества больше радости. Например, если ребенок оканчивает школу, устройте большую вечеринку или запланируйте семейное путешествие туда, куда он захочет. Материалы по теме: 5 вещей, которые делают по воскресеньям продуктивные люди Инфографика: финансовые привычки поколения Z Как приучить бабушек и дедушек контролировать экранное время внуков О чем лучше спросить ребенка вместо «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Фото на обложке: Daiga Ellaby on Unsplash

Заведите привычку тратить деньги на впечатления — это сделает вас счастливее
© RB.ru