Знакомство с врачом из рассказов Булгакова на сцене омского Пятого театра
Моноспектакль «Записки юного врача» - это история одного героя, которому каждый день приходится принимать всё новые и новые вызовы судьбы. Молодой студент, только что получивший медицинский диплом, попал в небольшую провинциальную больницу. Там он стал главным и единственным врачом. За время своей врачебной практики герой неоднократно вытаскивал людей с того света, а в редкие свободные минуты пытался найти ответ на важный вопрос – где находится человеческая душа? Режиссёр Григорий Козлов – настоящий мастер психологического театра. Вместе с учеником Максимом Масловым он более трёх лет пытался разобраться в сущности булгаковского персонажа, понять первопричины его страхов. Авторы моноспектакля не ставили перед собой конкретных сроков, к которым нужно было подготовить сценарий и выучить текст. Они готовили постановку в своё удовольствие, ради одной лишь идеи. Результатом этого труда стали престижные театральные премии, такие как «Золотой софит», «Прорыв», «Монокль», «Театрал», а также участие в фестивале «Золотая маска». Действие спектакля разворачивается в сельской больнице, в глуши, где герой остаётся один на один со своими пациентами, с их страшными заболеваниями и травмами. Каждый раз, предвкушая встречу с очередным больным, юный врач ощущал страх и неуверенность. Он боялся усугубить ситуацию, причинить ещё больше страданий. Но, в конце концов, молодой человек всё делал правильно. В начале лечебной практики герой приходил в ужас от всего, что его окружало. Разбитые дороги, холод, склад инструментов, назначение которых неизвестно – всё это вызывало у юноши панический страх. Врач боялся, что если в больницу привезут больного с ущемлённой грыжей, он ничем не сможет помочь. Герой считал, что похож на Лжедмитрия, так как обманывает местных жителей в своих способностях. И вот его первая пациентка – девочка, случайно попавшая под косилку. Её нужно было собирать буквально по кусочкам. Любая анатомическая неточность могла привести к трагедии. Казалось бы, юный врач, который не верит в себя и не совсем понимает, что нужно делать за операционным столом, должен был струсить, отказаться от операции, передать девочку другому врачу из соседнего поселения. Но неожиданно для зрителя герой преобразился. Он вмиг стал гораздо увереннее в себе. Диковинные инструменты в его руках будто бы сами находили своё применение. Во время операции в сознании врача флешбэками мелькали советы родителей и великая гиппократовская заповедь – «Не навреди». Работая единственным врачом в маленькой больнице, герой повидал многое: больного крупом ребенка, роженицу, теряющую малыша, «изорванную» на части девочку. Ему приходилось быть и терапевтом, и хирургом, и акушером. Лечебная практика молодого врача представляется зрителям как нескончаемый бой с самим собой, личными страхами и неопытностью. Однако лейтмотивом через весь спектакль идет знаменитая «Ода к радости» Бетховена, которая напоминает, что нужно жить. Жить вопреки всем бедам и лишениям. Жить для себя и других. Жить, постоянно преодолевая препятствия и героически принимая всё новые вызовы судьбы. Недаром, рассказав все свои истории, доктор вскрикивает: «Как живуч человек!».