Медведев придумал, как победить контрафакт
Белый дом вошел во вкус: если поначалу вводить в России обязательную маркировку хотели только для шуб и табака, то к 2024 году она вообще может стать тотальной. Представьте рост объемов издержек производителей! При этом правительство обещает, что потребительские цены не только не вырастут… но даже упадут. Эксперты в это не верят. 200 миллиардов для друзей Медведева? Правительство России признает, что отечественные прилавки завалены контрафактом и фальсификатом. Только вслух об этом чиновники предпочитают не говорить. Зато напористо продвигают идею ввести обязательную маркировку различных видов потребительских товаров. Первый шаг был сделан еще в 2016 году, когда правительство Дмитрия Медведева ввело обязательную маркировку шуб. Спустя два года система распространилась на ювелирные, табачные изделия и обувь. С нынешнего года в стране начинает действовать маркировка лекарств. Теперь же Медведев требует дополнить список товаров еще 12 позициями. В числе которых парфюмерия, косметика, автомобильные шины, готовые продукты из мяса и рыбы, бакалея, детское питание, растительные масла, бытовая химия. На каждый товар будет наноситься электронный код в формате Data Matrix. По задумке Медведева, это позволит отслеживать каждый произведенный и проданный в России товар – от завода через цепочку посредников до прилавка (метод traсk&trace). Сделать это, обещают чиновники, сможет любой покупатель. Скачал программу на смартфон, отсканировал код – и на экране отображается весь путь, допустим, упаковки лекарства или пачки сигарет. Товары, на которые не нанесен код, на начальном этапе эксперимента не будут изымать из магазинов . Зато потом легальными будут лишь маркированные изделия. Вся информация об их движении будет стекаться в Государственную информационную систему (ГИС) мониторинга. Информация в ГИС будет принадлежать государству. Управлять системой будет ООО «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ), который принадлежит структурам госкорпорации «Ростех» и миллиардера Алишера Усманова (через USM Holdings). За маркировку каждой единицы товара ЦРПТ будет получать по 50 копеек (бесплатно будут маркироваться только лишь жизненно необходимые лекарства дешевле 20 рублей). Общий размер инвестиций в создание системы оценивается примерно в 205 млрд. рублей. Эту сумму предстоит потратить в ближайшие 15 лет. Хотя это консервативные оценки. Если эксперимент признают успешным, то, возможно, к 2024 году маркировка станет обязательной для всех видов товаров. Правительственные чиновники обещают, что введение цифровой маркировки никак не повлияет на цены. Якобы, расходы производителей на новшество окажутся не слишком велики. И даже, дескать, ожидается снижение цен из-за роста добросовестной конкуренции. «Это все делается для развития лекарственного рынка и для того чтобы поддержать людей. Я уверен, что эти затраты на маркировку будут совсем небольшими», – заявил Медведев по поводу маркировки лекарств во время прошлогоднего интервью телеканалам. А вот разделяют ли независимые эксперты оптимизм премьер-министра? «Производитель переложит издержки ни потребителя» Старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова: – Вряд ли маркировка товаров поможет полностью победить рынок контрафактной продукции. В конце концов, многие умеют пользоваться цветными принтерами. А львиная доля потребителей просто не владеет информацией о том, куда смотреть на упаковке товара, что искать и на что обращать внимание. Но в любом случае это явный шаг вперед. И точно улучшит ситуацию с оригинальной продукцией на рынке. Кроме того, маркировка – это дополнительная нагрузка на производителя, который обязательно переложит свои издержки на плечи потребителя. Для примера можно ознакомиться с тем, как происходит маркировка табачной продукции. Это даст полную картину. Хотя и риски роста цен у российских производителей будут, на мой взгляд, минимальными. По сравнению с импортными товарами у них окажется конкурентное преимущество, Ведь в прошлом году потребительский импорт (без маркировки) уже подорожал из-за обесценения рубля почти на 20%. В данном случае на продукцию зарубежных производителей будет заметнее влиять курсовая разница, а не стоимость маркировки в несколько десятков копеек на единицу товара. Потребительские товары – это огромная группа, в каждом из ее направлений ценообразование складывается по-своему. Исходя из сектора, сырья, материалов, акцизов, спроса и т.д. Все эти нюансы предусмотреть просто невозможно. Цена в рознице на пластиковую продукцию, резиновую, бумажную (я не знаю, что там еще) может расти на величину до 10% в зависимости от того, какие потенциальные убытки себе насчитает производитель. «Часть «серых» производств закроется» Руководитель GR практики юридической компании BMS Law Firm Дмитрий Лесняк: – Чем больше мы возводим преград для фальсификации продукции, тем лучше. Так как сам фальсификат становится дороже. Поэтому многие, кто пытаются подделать тот или иной товар, не смогут, например, выполнить правильную маркировку, так как это будет стоить слишком дорого. Это приведет к тому, что часть из таких «серых» производств закроется. А список контрафактных товаров уменьшится. Но и на цену легальных товаров, конечно, нововведение тоже повлияет. Ведь когда мы убираем процент контрафактных товаров с рынка, то избавляемся как раз от продукции с очень низкой стоимостью. Соответственно, стоимость оставшихся товаров может вырасти, потому что их объем надлежащего качества меньше чем объем этих же товаров с учетом контрафакта. Плюс нанесение маркировки также увеличивает стоимость. Так как это усложняет производство, но вряд ли приведет к увеличению потребительских цен более чем на 1%.