Мария Сёмушкина: «Мы смогли изменить музыкальные вкусы людей в нашей стране»
Президент Усадьбы Jazz Мария Сёмушкина — человек, которому на протяжении 16 лет удается приглашать на фестиваль таких музыкантов, которых, как кажется на первый взгляд, заманить просто невозможно. Оказыватся, возможно все: в этом году на Усадьбе Jazz выступят и Black Eyed Peas, и Майкл Киванука, и Каро Эмеральд и многие другие. Мы встретились с Марией и поговорили с ней о том, как делать фестиваль такого масштаба, когда у тебя четверо детей, какую музыку слушает она сама, какую — ее дети, кого обязательно стоит послушать на Усадьбе Jazz этого года и каким она видит фестиваль в будущем. Маша, знаете, когда я вас увидела в первый раз, то была уверена, что вы — классическая бизнесвуман. Только работа, ни о какой семье не может быть и речи. И потом я узнаю, что у вас 4 дочери и муж. Расскажите, каково это? Дети же требуют внимания, а ваша работа, скорее всего, еще больше. Да, причем работа — это еще один ребенок. Так вот как все успевать? Как делать фестиваль такого масштаба, когда у тебя четыре ребенка? Опыт складывался постепенно. Вы знаете, недавно видела картинку, идеально меня иллюстрирующую: мама, в одной руке у которой сковородка, в другой — телефон, в третьей — ребенок, в четвертой — гантели, в пятой — еще что-то. Это состояние многорукого Шивы — обычное мое состояние. И из года в год я совершенствуюсь. Да и фестиваль сам по себе — это пособие по тому, как стать сверхчеловеком. (Улыбается). Самое главное во всем этом круговороте — удержать равновесие. Детям важно видеть маму в хорошем настроении, маму, которая дарит радость и излучает свет. А это постоянная работа над собой. Мария Сёмушкина с дочерьми Лизой, Катей и Соней Татьяна Хессо Как вы работаете над собой? Я постоянно интересуюсь духовными практиками, тренингами, практиками телесной осознанности, лекциями — это то, где я подпитываю себя, в том числе и информацией. Важно работать с энергией, от нее все зависит. Когда есть энергия, ты можешь ею поделиться с другими, когда ее нет — срочно нужна подпитка. Что питает вас? Во-первых, музыка. Она обладает огромной силой и способна как возвысить человека, вознести до небес, так и наоборот. И поверьте, очень чувствуется, когда она создается ради денег и славы. Я отношусь к музыке очень трепетно и уважительно и стараюсь работать только с той, которая способна менять людей, трансформировать их, давать им вдохновение, позволять что-то новое узнавать о себе. Для меня самой она — огромный источник энергии. Например, мне крайне важно начать свое утро с музыки. Что вы слушаете? Каким было ваше утро сегодня? Сегодня я слушала какую-то интересную музыку в стиле new age — смесь классики и немного психоделики. Просто для того, чтобы настроить себя на спокойную волну. Какие еще источники вдохновения, помимо музыки? Природа. Мне кажется, я была в прошлой жизни какой-то друидкой, слишком люблю природу. Я прихожу в лес и обнимаю деревья, могу стоять так некоторое время. И, конечно, мое вдохновение — это дети. Я заряжаюсь, когда мне удается дать им какой-то творческий импульс. Когда удается сделать так, чтобы у них загорелись глаза, а это очень сложно. Дети для меня — это очень важный мотор, побуждающий к развитию, потому что с ними все время надо что-то придумывать. Иначе им становится скучно, и они «залипают» в телефон. У вас наверняка бывало, что приходилось ставить фестиваль в приоритет, а детей немного отодвигать на второй план? Да, я полностью уходила в фестиваль, и приходилось не думать о детях вообще. Т.е. я понимала, что кто-то ими занимается, и от этого мне было более или менее спокойно, пока я целиком посвящала себя работе. И если в те периоды нам с ними случалось увидеться на фестивале, я прижимала их к себе и бежала дальше. Они: «Мама, мама!». Слезы. Анастасия Андрексон Тяжело? Были иногда очень тяжелые моменты, когда нужно просто «отрезать» все эмоции и идти делать свое дело. И ничего тут не поделаешь. Чувство вины преследовало? Очень часто. Мне казалось, что президентом фестиваля мне удается быть лучше, чем мамой. Потому что я вкладываю в фестиваль энергию, я вся на разрыв, востребована, а с ребенком нужно резко переключаться — и это совершенно другое. Знаете, как я успокаивала себя? Я разговаривала с детьми, объясняла им: «Я не просто хожу на работу, а делаю большое дело, которое приносит радость огромному количеству людей. Это очень нужно людям. Это даже нужно не ради денег. Вы же помните, сколько на фестивале счастливых лиц и красивой музыки?» Мне было важно, чтобы у детей создалась некая модель счастливой реализованной мамы, которая делает что-то на благо других. Мария Семушкина с дочкой Катей Татьяна Хессо Какую музыку слушают ваши дети? Конечно, я стараюсь закидывать в их плейлист что-то свое, но в то же время прекрасно понимаю, что всему свое время. Бывает, они слушают, что мне совсем не нравится, но я надеюсь, что музыкальный фон дома, фестиваль, мои плейлисты, концерты в консерватории — все это со временем выровняет их музыкальные предпочтения. У средней любимая певица — это Елка. У старшей (она более продвинута по музыке) — Manizha, Земфира. Кстати, вдохновившись именно песнями Земфиры, она начала писать очень хорошие стихи. Еще ей нравится Sirotkin, а из западных артистов — Билли Айлиш. Маленькая слушает детские песенки, сказки и классическую музыку Моцарта. Татьяна Хессо Можете представить кого-то из дочерей своим преемником? Мне кажется, среднюю Лизу. Она безумно ответственная, любит все организовывать, очень хорошо считает. Но никто не знает, как выстроится жизнь. Я надеюсь, что кто-то из девчонок примет эстафету, продолжит фестиваль как семейное дело и, что важно, будет его любить. Я люблю свое детище. Теперь о фестивале. Усадьбе Jazz в этом году 16 лет. Как все начиналось? Началось все с того, что в 2001 году мой папа взял меня с собой на джазовый теплоход, где я познакомилась с музыкантами и впервые поняла, что такое джазовое братство. С этими музыкантами мы стали большими друзьями, я начала ходить на их репетиции, восхищалась той атмосферой, которая царила в их коллективах, вдохновлялась ими. Параллельно с этим я работала в кино, занималась привлечением спонсоров к фильмам. Мне повезло: я тогда работала с Сергеем Сельяновым, Егором Кончаловским, Ренатой Литвиновой. Это было классное время: кино, «Мосфильм», съемки. И тут состоялась встреча с одним из брендов, представители которого в ходе беседы бросили фразу: «Мы думаем создать свой джазовый фестиваль». После слова «джазовый» у меня все внутри завибрировало. Практически сразу же я увиделась со своими знакомыми музыкантами и сказала: «Ребята, давайте делать джазовый фестиваль». Они согласились моментально. И на уровне идеи это не осталось. Вы сразу приступили к действиям. Да, у меня есть такое качество: я сразу начинаю что-то делать. Есть импульс, надо бежать и делать. Не бояться. В этой ситуации произошло так же. Сколько людей пришло на первый фестиваль? Первый фестиваль — это сразу был успех. Пришло около 8-10 тысяч человек. Это сразу стало большим событием в культурной жизни Москвы. Тогда ведь ничего подобного не было. Это сейчас все избалованы привозами разных артистов, а в то время все было по-другому, многое было впервые. Поэтому люди ощутили такой экстаз. Еще тогда мы решили давать публике не только джаз, ориентированный на узкую аудиторию. Если бы это было так, к нам бы пришло 500 человек. А мы смогли устроить фестиваль на трех сценах, показать много разной музыки. От классического джаза до фанка. И это была сразу такая высокая планка, что ее нужно было продолжать не держать. Теперь о фестивале Усадьба Jazz этого года. Судя по заявленным артистам, ожидается аншлаг. Я надеюсь. Мы собрали сливки из всего актуального и интересного, что есть, не забыв и про классический джаз. И даже тем людям, которые ничего не знают про джаз и вообще боятся этого слова, будет, что послушать. Если вы хотите услышать чуть больше, чем крутят на радио и увидеть живьем лучших музыкантов, да еще и под открытым небом, то вам точно на Усадьбу Jazz. За 15 лет мы смогли изменить музыкальные вкусы людей в нашей стране. Они приходили, ничего не понимая в музыке, и постепенно открывали для себя много нового. На фестивале в этом году много громких имен. Например, это Kovacs — бритая налысо голландка. Она очень харизматичная, у нее невероятно сильный, проникновенный голос. Потом Каро Эмеральд, которую все ждали столько лет. Под ее песни невозможно не танцевать. Майкл Киванука — новое модное имя, соул-гитарист. На мой взгляд, не просто так Adele однажды выбрала себе на разогрев. А сколько он музыки к сериалам написал! Джимми Каллум — человек-оркестр, фантастически талантливый музыкант. Раньше мы не могли себе его позволить, а в этом году получилось. The Cinematic Orchestra, которые именно на Усадьбе Jazz представят свой новый альбом «To Believe», а его ждали целых 12 лет. Потрясающий Иван Дорн с программой Jazzy Funky Dorn и долгожданные Black Eyed Peas, которые, уверена, подарят гостям фестиваля настоящий фейерверк эмоций. И, конечно, «Сплин». Они выступят и в Москве, и в Санкт-Петербурге со своей уникальной программой, написанной специально для Усадьбы Jazz. Это очень и очень круто. Что будет дальше с Усадьбой Jazz? Мне очень важно идти в ногу с мировыми фестивалями. Хотя нас и знают в мире, я бы хотела, чтобы Усадьба Jazz стала тем фестивалем, ради которого люди поедут в Россию. Чтобы его лайн-ап был настолько ошеломляющим, что мы могли быть на одном уровне с такими фестивалями, как Coachella, Джазовый фестиваль в Монтрё, Новоорлеанский джазовый фестиваль. Надеюсь, мы к этому придем. И, конечно, нам очень важно, что фестиваль поддерживают очень солидные партнеры. В этом году, например, это автомобильный бренд Volkswagen, наш коммуникационный партнер МегаФон, удобнейшая для таких фестивальных марафонов итальянская обувь GEOX, ну, и, конечно, кофе Jardin и чай Greenfield, которые всегда дадут подзарядиться, чтобы дождаться выступления хедлайнеров.