Российское участие стало одним из самых заметных на SIAL China 2019 ("СИАЛ Чайна — 2017"), которая ежегодно проводится в восточнокитайском мегаполисе и привлекает представителей рынка оптовой и розничной торговли, производителей напитков и продуктов питания, гостиничного бизнеса, сферы услуг и многих других игроков, связанных с продовольственным бизнесом. В прошлом году павильон России стал вторым по площади после США среди иностранных экспонентов. Как уточнили ТАСС в Российском экспортном центре (РЭЦ), в этом году в выставке принимают участие порядка 115 российских компаний, а площадь российского объединенного павильона, вошедшего в четверку крупнейших, составила 1,5 тыс. кв. м. Свою продукцию на отдельных стендах разместили компании, собранные Московским экспортным центром (МЭЦ), а также производители из Алтайского края, Омской области, Республики Татарстан, Ростовской области, Новосибирской области, Кабардино-Балкарской Республики и Ульяновской области. Павильон российских экспортеров под эгидой РЭЦ разместился в западном крыле Шанхайского международного выставочного центра (SNIEC), который в этом году принял около 4,3 тыс. участников из более чем 60 стран и регионов мира. Российская экспозиция заняла большую часть павильона под номером W5. Российские производители привезли кондитерские изделия, сухофрукты, легкие закуски, муку, масло, мед, травяные сборы и чай, прохладительные, а также алкогольные напитки. Впервые после снятия китайскими ведомствами запрета на поставки из России мяса птицы и молока соответствующая продукция от отечественных производителей была представлена на шанхайской продовольственной площадке. Поставки мяса птицы уже идут. На важности этого события неоднократно заостряли внимание представители различных российских министерств и ведомств, принимавшие участие в SIAL China 2019. Открытие российского павильона На церемонии открытия объединенного павильона российских экспортеров генеральный консул РФ в Шанхае Алексей Евсиков зачитал приветственное обращение посла РФ в КНР Андрея Денисова. "В двусторонних поставках продукция сельскохозяйственной отрасли в целом и продукты питания в частности представляют перспективную и быстро растущую нишу взаимной торговли. Данная область российско-китайского взаимодействия неизменно находится в сфере внимания руководителей наших государств, компетентные ведомства двух стран находятся в тесном контакте, прорабатывая пути дальнейшего углубления сотрудничества", — говорится в обращении. Как отметил Андрей Денисов, по итогам 2018 года российский продовольственный экспорт в Китай увеличился на 42,2% и достиг $2,52 млрд. "Мы верим, что эти цифры далеки от возможных предельных показателей", — считает посол. Прошлый год, говорится в приветственном обращении, отмечен прорывными с точки зрения сотрудничества двух стран в сельскохозяйственной сфере договоренностями о взаимных поставках замороженного мяса птицы и молочной продукции. "Уверен, российская экспозиция на авторитетной выставке продуктов питания и напитков SIAL China 2019 позволит китайским компаниям найти надежных деловых партнеров, жителям Китая по достоинству оценить российские гастрономические традиции", — сказал Андрей Денисов. Выступивший на открытии российской экспозиции торговый представитель РФ в КНР Сергей Инюшин отметил, что в последнее время российско-китайские отношения развиваются стабильными темпами. "По итогам прошлого года товарооборот превысил $107 млрд. Это очень большая цифра, и я бы сказал, что это историческая отметка, которую мы совместно преодолели. Я рад отметить, что в этой цифре очень большое значение и большой вклад сыграла как раз поставка российских продуктов питания и сельскохозяйственной продукции", — сообщил он, выразив уверенность в том, что такие мероприятия способствуют сближению двух стран, установлению новых связей и подписанию новых контрактов. Организация деловых встреч компаний России и Китая Объединенный павильон российских экспортеров стал не только одним из самых крупных на выставке, но и в каком-то смысле самым инновационным. Только на российской площадке можно было увидеть, как работает новая система, позволяющая эффективно организовывать большое количество встреч между деловыми партнерами. На главном стенде, где разместилась переговорная площадка, работало специальное электронное табло, на котором отражался график встреч между китайскими и российскими компаниями. Как подчеркнул в беседе с корреспондентом ТАСС вице-президент РЭЦ Давид Оганезов, это совершенно новый подход к организации выставки, в рамках подготовки к которой была проделана огромная работа по "стыковке" российских экспортеров с потенциальными китайскими покупателями. Каждый участник этого процесса заблаговременно получал уведомление о времени встречи и все необходимые материалы. Такой системы организации прямых деловых контактов не было ни на одном другом стенде на всей выставке, а управление таким огромным потоком встреч потребовало больших усилий от организаторов. Подобный подход, как смог на месте убедиться корреспондент ТАСС, действительно принес свои плоды. Россия уже не первый год принимает участие в SIAL в Шанхае, однако именно на этой выставке наблюдался особенно активный переговорный процесс между компаниями. Отведенное под встречи пространство едва вмещало представителей российских и китайских компаний, которые по установленному графику обсуждали возможности будущего сотрудничества. Деловая программа работы российского павильона, помимо прямых переговоров между российскими и китайскими компаниями, была насыщена презентациями и семинарами по наиболее актуальным вопросам для продвижения российского экспорта. Стоит отметить, что российские компании, приехавшие на выставку, получили возможность найти себе партнеров не только в Китае, но и практически во всех уголках мира, учитывая географию участников. Эксперты и участники — о выставке Многие эксперты, присутствовавшие на выставке, сошлись во мнении, что китайский рынок перспективен для российских экспортеров в сфере агропромышленного комплекса. Однако он весьма неприветливый, поскольку выход на него сопряжен со множеством трудностей и чрезвычайно высокой конкуренцией. Кроме того, многие российские производители, указывали эксперты, даже не представляют себе, насколько велик этот рынок и какие объемы продукции потребуется поставлять для того, чтобы выйти на долгосрочные отношения с китайскими партнерами. Так или иначе, встречи российских участников и представителей китайского бизнеса шли бойко, подписывались контракты, партнеры строили планы, приглядывались друг к другу и оценивали перспективы возможного сотрудничества. Некоторые компании успели подписать соглашения на выставке со своими китайскими партнерами. "Мы подписываем контракт на полмиллиона долларов на поставку продукции, которую производим: мюсли, хлопья, гранола — это готовые завтраки, каши. Китайский рынок очень интересен, но очень непростой. Потенциал огромный, но так же считает и весь мир, который сюда рвется, поэтому, когда мы сюда все собираемся, то оказывается, что нас здесь особенно не ждут, и приходится бороться за каждый процент, за каждый доллар", — рассказал ТАСС Александр Коршунов, президент "Руспродэкспорта". Саму выставку бизнесмен назвал "тем самым окном", через которое можно проникнуть в Китай. Еще одна компания, которая заключила на выставке в Шанхае соглашение с южнокорейским партнером, — ООО "ФЭП "Хрустайм" — экспортер готовых сухих завтраков, конфет, халвы и сахарной ваты-игрушки. "У нас есть такой инновационный продукт, как сахарная вата в форме шарика, сладость-игрушка, которую дети покупают, играют с ней, а потом могут съесть", — рассказал гендиректор компании Борис Михин, добавив, что примерно через год компания рассчитывает выйти на объем полмиллиона таких сладких шариков на южнокорейском рынке, что составит больше миллиона долларов годового оборота. В Шанхае с южнокорейским партнером подписан эксклюзивный агентский договор на три года. "Китайский рынок огромен, и первый же день выставки показал очень высокий спрос на наш продукт. Любые инновационные вещи, которые не присутствуют на рынке, вызывают интерес", — сказал он, отметив, что в России есть такие продукты, которыми можно удивить даже китайский рынок. Следует отметить, что российская продукция вызвала живой интерес у гостей выставки, среди которых были не только профессионалы, но и простые посетители, интересующиеся последними тенденциями развития отрасли продуктов питания. Стенды российских компаний постоянно находились в окружении китайских посетителей, которые с любопытством разглядывали красочное оформление павильона, интересовались особенностями представленной продукции и дегустировали предложенные образцы товара. Выставку SIAL China 2019 посетили порядка 112 тыс. профессионалов в продовольственной сфере. Иван Каргапольцев