Соблюдение метрологических требований – основа честной торговли
О проблемах защиты потребителей при продаже фасованных товаров «Инвест-Форсайт» беседует с представителем ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы», кандидатом технических наук Руфью Генкиной. Игорь Чуприн / РИА Новости – Руфь Ильинична, объясните, пожалуйста: в чем, собственно, суть проблемы с количеством фасованных товаров? – Как вы знаете, почти вся продукция, потребляемая населением, покупается в виде заранее, в отсутствии покупателей, расфасованного товара, на упаковке которого напечатано количество содержащегося в упаковке продукта. Это продовольственные товары, ликеро-водочная продукция, стиральные порошки, бытовая химия и горюче-смазочные материалы, парфюмерия и косметика, лакокрасочные товары, обои, туалетная бумага и прочее. По некоторым данным, в мировой экономике торговля фасованными товарами составляет $1 триллион в год. Если лицо, осуществляющее расфасовку, случайно или злонамеренно будет «недовкладывать» в упаковки хотя бы 3% номинального количества (среднее значение допускаемого недовложения), то неправомерный доход, получаемый изготовителями, или ущерб, наносимый сообществу потребителей, составит $30 млрд в год. Это, как видите, уже не так мало. Но самое интересное, что ни один потребитель этого не заметит и не обратится с жалобой в государственные органы. Покупатель не открывает упаковку в магазине, не определяет количество содержимого, а если дома вдруг обнаружит несоответствие, к кому он должен предъявлять претензии – к магазину? К изготовителю? Как он докажет, что его обманули? Упаковка уже вскрыта. Да и стоит ли все это его времени, сил и нервов? Вот мы и пришли к выводу, что это тот самый случай, когда потребитель не может сам себя защитить – только государство способно каким-то образом урегулировать проблему и защитить сообщество потребителей от нанесенного непреднамеренного или, чаще всего, преднамеренного ущерба. – Как проблема решается в мировой практике? – В мировой практике этой проблеме уделяется огромное внимание. В Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) с 70-х годов прошлого века действует Технический Комитет ТК6 «Фасованные товары», членами которого являются 35 государств, а 17 государств – ассоциированные члены. МОЗМ разработала ряд нормативных документов, устанавливающих требования к количеству фасованных товаров, к методам контроля соответствия количества установленным требованиям и обозначению количества на этикетках упаковок и постоянно их совершенствует. В Европе действует целый ряд Директив ЕС, регламентирующих решение вопросов, связанных с количеством фасованных товаров, которые отражены в законодательствах всех стран ЕС. – Что следует понимать под «требованиями к количеству фасованных товаров»? – Не вдаваясь в подробности, это: Среднее содержимое упаковок партии фасованных товаров должно быть не менее номинального количества, указанного на упаковке. Случайное недовложение в упаковочную единицу не должно превышать допускаемое значение (это от 9% для упаковок в 50 г (мл) и до 1% для упаковок более 15 кг (л)). При продаже фасованных товаров должна указываться «основная цена» товара (цена за единицу товара, за 1 кг, за 1 л, за 1 штуку и т.п.). Не должно поступать в продажу упаковок, размер которых дает ложное представление о количестве содержащегося в них продукта (так называемые «фальшивые упаковки»). На консервах (овощи, фрукты в сиропе, рассоле, масле) должен указываться не только вес нетто, но и вес основного продукта, ради которого покупаются данные консервы (горошек, маслины и т.п.). Вес ледяной глазури на замороженных продуктах не должен превышать 5% от номинального количества. Важное. Изготовитель фасованного товара обязан осуществлять внутренний метрологический контроль за соответствием количества фасованного товара установленным требованиям и документировать его результаты. – Какие конкретные меры применяются за рубежом для защиты населения в части фасованных товаров? – В Европе, если изготовитель фасованного товара гарантирует соответствие количества фасованного товара указанным требованиям, он в соответствии с той или иной процедурой (в разных странах по-разному) может проставлять на упаковках знак «e». Тогда ни продавец, ни импортер не несет ответственности за соблюдение установленных требований перед государственным метрологическим надзором. Иными словами, есть законодательно установленные требования и государственный надзор за соблюдением этих требований. И очень существенные штрафы при обнаружении нарушений. Штрафы, превышающие выгоду от нарушений. Сами же нарушители помещаются в «черный список», находящийся в открытом доступе. – А что у нас в России делается с решением данной проблемы? – У нас утверждены национальные стандарты, регламентирующие требования к фасованным товарам и методам контроля за соответствием этим требованиям. Стандарты добровольного применения. Из ФЗ «Об обеспечении единства измерений» государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в 2008 году исключен. По законам коммерческой деятельности строгое соблюдение экономически невыгодных для изготовителя требований при отсутствии надзора за соблюдением этих требований является маловероятным. – Роспотребнадзор не осуществляет надзор за соблюдением требований к количеству фасованных товаров? – Роспотребнадзор отбирает от партии товара 2-3 упаковки, забирает их в лабораторию, взвешивает, вскрывает и определяет характеристики качества содержащейся в упаковках продукции путем лабораторных исследований. У него совершенно другая задача, другие методы, другая квалификация специалистов. При государственном метрологическом надзоре продукция отбирается, как правило, со склада изготовителя. Выборка составляет от 100 и более упаковок в случае неразрушающего контроля, который является преимущественным. Расчет характеристик партии осуществляется с помощью специальных автоматизированных, с программным обеспечением, весов. Во всех странах этот надзор осуществляется органами государственной метрологической службы. – Видите ли вы какой-то выход из создавшейся ситуации? – Ну конечно, выход есть: создание системы добровольной сертификации фасованной продукции на соответствие требованиям, предъявляемым к количеству фасованных товаров, с правом проставления знака соответствия (знак «Ф», отечественный аналог европейского знака «e»); введение государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров; введение санкций при обнаружении нарушений, которые сделали бы невыгодными сами нарушения; оснащение надзорных органов специализированным оборудованием (которого в стране пока еще нет); подготовка квалифицированных кадров, просвещение потребителей и мотивация изготовителей фасованных товаров и предприятий торговли. Все это вполне решаемые задачи, что позволит не только защитить отечественного потребителя, но и сделает отечественную фасованную продукцию конкурентоспособной на международном рынке. Беседовал Александр Столяров