Пионеры 1920-х годов учили матерей мыть полы и воспитывали беспризорников

В воскресенье, 19 мая, исполняется 97 лет со дня создания Всесоюзной пионерской организации. Движение пионеров зародилось в Москве, и в дальнейшем столица играла особенную роль в его развитии. Накануне годовщины мы попытались посмотреть на историю ранних лет пионерии через призму современного научного подхода, а также оценить, насколько жизнеспособно сегодня ее наследие. В знаменитом стихотворении Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки» (1932) есть строчки, которые уже в поздние советские годы звучали загадкой: Над больничным садом, Над водой озер Движутся отряды На вечерний сбор. Заслоняют свет они (Даль черным-черна), Пионеры Кунцева, Пионеры Сетуни, Пионеры фабрики Ногина. Как могут быть «пионеры фабрики» такой-то? Ведь пионеротряды действовали при школах. Правильно — но так было не всегда. И это не единственное, чем способна удивить ранняя история пионерского движения. Закваска для новой школы Идея создать единую детскую коммунистическую организацию появилась в 1921 году. Разработкой концепции занялись Народный комиссариат просвещения и Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ, он же комсомол). Детские отряды должны были существовать под началом комсомола и действовать в основном при комсомольских ячейках предприятий и клубов. А не при школах, в которых, по мнению идеологов, был слишком силен дореволюционный дух. «Юные пионеры должны стать горячими помощниками учителя в деле организации новой школы, должны стать закваской для этой школы», — писала председатель Главполитпросвета при Народном комиссариате просвещения Надежда Крупская. 12 февраля 1922 года Валериан Зорин (1902– 1986) провел первый сбор группы в 1-м коммунистическом интернате Замоскворечья. Но отряд просуществовал недолго. На день позже Зорина, 13 февраля 1922 года, Михаил Стремяков (1903–1950) собрал группу при школе фабрично-заводского ученичества при литографии на Красной Пресне. — На сборе присутствовали около 70 человек, а в пионерский отряд записались 52 мальчика, — рассказывает Наталья Александрова, кандидат педагогических наук, руководитель отдела «Музей истории детского движения» Московского Дворца пионеров. — Уже на третий сбор отряда Стремяков принес красную материю для изготовления галстуков. Именно этому отряду было суждено называться «пионером пионеров». К весне 1922 года подобные группы появились в каждом районе Москвы. 19 мая 1922 года на 2-й Всероссийской конференции комсомола вынесли решение: «распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации РКСМ». Новое детское объединение получило имя Спартака. Лишь 23 января 1924 года, через два дня после смерти руководителя страны, детские коммунистические группы переименуют в «Пионерскую организацию имени товарища Ленина». Нет, я не скаут, я другой Пионерская организация многое переняла у движения скаутов, созданного в 1907 году в Англии, а с 1909 года существовавшего и в нашей стране. Оттуда пришла идея детских отрядов, массовых игр на свежем воздухе, лагерей на природе, простой и понятной системы символов (галстуки, значки, приветствия). Даже законы и торжественные обещания пионеров, сформулированные в 1922 году, во многом повторяли скаутские. Но разница была — и не только в том, что скаут клялся в верности «Богу, Родине и Государю», а пионер — «рабочему классу». Расхождение наблюдалось и на чисто словесном уровне. Скаут должен «быть всегда правдивым», «быть веселым и никогда не падать духом». А пионер — «честен, скромен и правдив», «трудолюбив, весел и никогда не падает духом». — Скаутские законы содержат перечень рекомендованных личных качеств, к которым следует стремиться, а пионер представлен личностью, уже вполне обладающей требуемыми характеристиками, — указывает кандидат филологических наук Светлана Маслинская, старший научный сотрудник Центра исследований детской литературы Института русской литературы РАН. — В формулировках пионерских законов глаголов нет. Динамизма и развития пионерский закон не знает. Тем самым скаутские законы открыты в воспитательном плане, предполагают динамику становления и совершенствования члена организации, а пионерские — только его идентификацию и оценку (соответствует он стандарту или не соответствует). Десант в собственную семью В число идеологов нового движения входили и некоторые бывшие лидеры скаутов. Например, Иннокентий Жуков (1875–1948), предложивший само название «пионер». Это слово не случайно вызывало ассоциацию с первыми поселенцами Америки, первопроходцами диких земель. «Идеологически подкованный и вооруженный ключевыми цивилизационными навыками пионер десантировался в чуждую, проникнутую «мещанством» среду (в которую в результате смены оптики превратилась его собственная семья) и должен был в одиночестве строить идеальное общество», — пишет в одном из своих исследований кандидат культурологии Ксения Гусарова, старший научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ (журнал «Неприкосновенный запас», 2008, № 2). Предполагалось, что члены отрядов будут перенимать у комсомольцев прогрессивные идеи, а потом пропагандировать их в своем ближайшем окружении. Брошюра 1924 года «Комсомол и детское движение» наставляла: «Участие пролетарских детей в борьбе может выразиться в том, что, постоянно расшевеливая дома своих отсталых родителей, братьев и сестер , они тем самым будут выполнять известную революционную задачу». Ксения Гусарова отмечает: «Безграничная власть пионера над «отсталыми» и идеологически несознательными родственниками в 1930-е годы проявилась в волне доносов . Однако десятилетием раньше ситуация была менее драматичной, пионер должен был преображать среду путем «малых дел», прежде всего подавая пример правильного гигиенического поведения». В статье Гусаровой приводятся цитаты из «Памятки юного пионера по охране его здоровья», изданной в 1927 году. Среди советов есть и такие, которые сегодня кажутся тривиальными: «Детей учат и дома и в школе убирать пыль не волосяными щетками, поднимающими пыль в воздух, а влажными тряпками, намотанными на швабру или палку». Казалось бы, зачем подростку учить таким вещам свою маму-домохозяйку? Но в 1920-е годы мама действительно могла этого не знать. В небогатой рабочей семье в то время мог быть один-единственный грамотный человек — самый младший из детей. Так что у пионеров было огромное поле для просветительской работы — причем не только в области санитарии. «Шейте себе палатки!» Уже летом 1922 года появились первые пионерские лагеря. До создания стационарных баз отдыха было еще очень далеко. Бывший вожатый 5-го отряда Замоскворечья Валентин Яковлев вспоминал: «Заводской комитет 1-й Образцовой типографии (шефы) подарил нам около 100 метров сурового полотна: «Хотите в лагерь — шейте себе палатки!..» Самодельные палатки поставили на опушке подмосковного леса, рядом вырыли кухню-землянку, устроили обеденный стол — квадратик лужайки, окруженный с четырех сторон канавой, куда надо было свешивать ноги… Весной 1923 года «цивилизаторская» деятельность пионеров вышла за рамки их семей: детям поручили обучать неграмотных взрослых. С 30 апреля по 6 мая 1923 года в стране проходила Всероссийская неделя беспризорного и больного ребенка, и пионеры были вовлечены в работу: уговаривали маленьких бродяжек «сдаваться» в детские дома. В Сокольниках члены отрядов даже нацепили лохмотья и неделю ночевали под котлами бок о бок с беспризорниками, чтобы войти к ним в доверие. Руководители столичной пионерии призвали: «Пусть каждый отряд возьмет по 1–2 ребенка. Общими силами 30–40 пионеров могут прокормить этих детей». Постепенно «общественная нагрузка» детей в красных галстуках становилась все более разнообразной. Все это время в одной школе могли учиться представители нескольких пионерских отрядов: одни состояли при комитете комсомола какой-нибудь «фабрики Ногина», другие — при других районных организациях, даже не обязательно производственных. В конце 1923 года в школах стали организовывать «форпосты», объединявшие всех учившихся там пионеров. А в 1932 году отряды стали создаваться уже непосредственно при школах — и так сложилась система, которая существовала почти 60 лет, до роспуска Всесоюзной пионерской организации в сентябре 1991 года. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Альберт Лиханов писатель, председатель российского детского фонда, директор НИИ детства: — Я считаю, что ликвидация пионерского движения — грубейшая ошибка. Вполне можно было его несколько адаптировать к новым обстоятельствам. Есть же высокие цели, которые не изменились: верность Родине, желание брать пример с достойных людей. Да, в пионерской организации существовала политическая составляющая, что для того времени было совершенно справедливо. И дети жизнь отдавали за эти взгляды. И страна показывала, что ценит такую породу людей. В каждой школе висели портреты пионеров-героев. Не мешало бы и сегодня издавать книжки о них, иначе мы станем Иванами, не помнящими родства. Была и целая плеяда вожатских героев. Например, Александр Католиков еще в 9-м классе начал работать в пионерлагере, а потом стал народным учителем СССР, руководил школой-интернатом в Сыктывкаре. Чувствовать себя никому не нужным — это страшно. Ежегодно тысячи детей того возраста, который раньше назвали бы пионерским, кончают жизнь самоубийством. Это воздействие разнообразных сект. Поэтому нам необходима гражданская молодежная ассоциация. И именно общенациональная. Это совсем не то, что разные клубы по интересам, неизвестно кем созданные. Кирилл Щитов, депутат Московской городской Думы, председатель комиссии по физкультуре, спорту и молодежной политике: — Я родился в 1985 году и пионерию уже не застал. Наверное, что-то наше поколение и потеряло. Сильные молодежные организации — отличная школа для лидеров. Но сегодня есть другие организации, которые также занимаются гражданским воспитанием, но через патриотику, поисковую работу, общественные проекты. И хорошо, что все больше таких организаций развивается при государственной поддержке. Сейчас много партий, и у каждой есть молодежное крыло. А есть и организации, не связанные с политическими движениями: благотворительные, волонтерские. Я сторонник плюрализма. И считаю, что мы живем в свободной стране, которая дает молодежи гораздо большие возможности для самореализации, чем те, что были у нее в Советском Союзе. Дмитрий Лебедев, координатор московского городского совета пионерской организации: — Наша Московская городская пионерская организация (МГПО) воссоздана в 1992 году. Дети о ней узнают по-разному, но чаще всего приводят друг друга. А вот родители... Четыре года назад мы выпустили буклет с шутливым заглавием: «Спокойно! Ваш ребенок — пионер!», поскольку сталкивались с такими вот вопросами: «А вы точно не секта?». Или: «Вы зюгановцы?» Но мы-то, МГПО, как раз ни при какой партии не состоим. Написать концепцию детской организации, которая устроила бы все наше общество, боюсь, едва ли возможно, поскольку общество сегодня в высшей степени социально неоднородно. Да и многие понятия нелегко толковать однозначно. Что такое, например, «патриотизм»? Любовь к Родине такой, какая она есть, или готовность к борьбе с теми безобразиями, которые в стране происходят? Или что-то еще? Или все вместе? В 2008 году я защитил диссертацию о социально-педагогическом потенциале современных пионерских объединений. На тот момент, согласно моим данным, организованным детским общественным движением были охвачены в среднем около 10% подростков. Полагаю, что на самом деле меньше; в Москве — крохи. Сейчас ситуация иная, поэтому сколько сегодня, сказать не готов. Не рискну сказать, и сколько точно действует детских общественных организаций, объединений, движений. А ведь есть еще и образовательные программы... Да, ситуация изменилась, да и границы этих понятий размыты. Вот Российское движение школьников (РДШ), созданное в 2016 году: оно названо «движением», а устав трактует его как «общественно-государственную детско-юношескую организацию». Где заканчивается «общественная» составляющая и где начинается «государственная»? Где «организация», где «движение»? С московским отделением РДШ мы уже проводили вместе ряд дел, его руководство кажется мне достаточно трезвомыслящим. В идеале же, думается, РДШ могло бы стать добрым теплым домом, где будут хорошо себя чувствовать и пионеры, и скауты, и юнармейцы, и миротворцы, и никто не станет пытаться «перекрасить» другого в собственный цвет.

Пионеры 1920-х годов учили матерей мыть полы и воспитывали беспризорников
© Вечерняя Москва