«Макдоналдс» из маленького ресторанчика вырос в многомиллионную империю. В чем его секрет?

Первый «Макдоналдс» появился в 1940 году, его открыли братья Морис (Мак) и Ричард Макдоналды. Начинала компания всего лишь с одного ресторанчика в Сан-Бернандино в Калифорнии, а выросла до транснациональной империи, став самым узнаваемым брендом в мире и выстроив отдельную отрасль в сфере питания. На протяжении долгих десятилетий «Макдоналдс» — абсолютный лидер созданного им же рынка QSR. В нашем материале мы расскажем об особенностях работы компании — и в мире, и в России, — а еще… раскроем некоторые секреты российского «Макдоналдс». Начинал «Макдоналдс» как один из множества придорожных ресторанчиков, доходность которых зависела от потока проезжающих мимо людей. Первоначальное меню включало в себя около 25 позиций, в нем, например, были даже хот-доги. Однако братья МакДоналды быстро поняли, что основу доходов приносят гамбургеры и картошка фри, а система с официантами, которые обслуживают клиентов в автомобилях, — не эффективна. Братья пересмотрели подход к бизнесу и в декабре 1947 года открыли новый ресторан, основу меню которого составляли бургеры, чизбургеры, картофельные чипсы, кофе, прохладительные напитки и яблочные пироги. Через год они отказались от чипсов в пользу картошки фри. Система заказов вне ресторана, как и официанты, которые обслуживали клиентов в машинах, были заменены новой сервисной концепцией, ныне известной россиянам как «МакАвто». Система самообслуживания была настоящим прорывом и решала сразу множество проблем. Однако на этом предприниматели не остановились. Полностью была переработана кухня, где теперь не приходилось готовить все с нуля, а появились фактически производственные линии, где «собирались» популярные гамбургеры и чизбургеры. Эффективность работы ресторана выросла в несколько раз — оставалось только придумать оформление, дизайн и узнаваемый логотип. Так, в «Макдоналдс» появились сочетания сияющей красной и белой плитки, яркие красно-желтые вывески, а также знаменитые золотые арки в форме буквы «M» — символизирующие сокращенное название ресторана. Первый ресторан сети быстрого обслуживания в России открылся 31 января 1990 года на Пушкинской площади в Москве. Открытие западного ресторана в СССР стало самой настоящей сенсацией — люди часами стояли в очередях, чтобы отведать бигмак с молочным коктейлем. Тогда же был установлен абсолютный рекорд для предприятий сети. За свой первый рабочий день ресторан на «Пушкинской» обслужил более 30 тысяч человек. Выход «Макдоналдс» на тогда еще советский рынок стал символом «ветра перемен», перестройки и свободы — только открытая экономическая и политическая системы могли мирно сосуществовать и развиваться, а «Макдоналдс» стал первым шагом на пути к этому. Теперь «Макдоналдс» — это неотъемлемая часть жизни почти каждого россиянина, — тех, кто никогда не ел под «золотыми арками», в стране мизерное количество. Компания — один из крупнейших работодателей на российском рынке, а также крупный налогоплательщик в российский бюджет. Более того, «Макдоналдс» — один из ведущих партнеров для российских компаний в сфере сельского хозяйства. 98 процентов всей продукции «Макдоналдс» — от 160 российских компаний-поставщиков. Кроме того, сотрудничество с сетью открывает для многих предприятий возможность выхода на зарубежные рынки — подобным не может похвастать большинство конкурентов. Говядина поступает в рестораны только от российских поставщиков. Это крупнейшие российские предприятия: Борисоглебский мясокомбинат, «Оренбив», «Брянская мясная компания» («Мираторг»). Все они проходят регулярные проверки независимых аудиторских компаний на предмет соответствия высшим стандартам качества. Непосредственно котлеты из говядины для «Макдоналдс» производят 2 российских поставщика: это компания «МАРР РУССИЯ» в Одинцово Московской области и «Мираторг Запад» в Калининграде. При приемке каждой партии сырья производится целый ряд проверок и экспертиз. К примеру, мясо исследуют на кислотность, структурность, цветность, волокнистость, содержание внутримышечного жира. Сырье поступает на производство полностью отделенное от костей (обваленное) и зачищенное (жилованное), а на протяжении всех этапов доставки котлеты соблюдают строгий температурный режим. Булочки на кухни ресторанов поставляет всемирно известная группа пекарен «Ист Болт Рус», которая не только контролирует качество на собственном производстве, но и мониторит уровень качества поставщиков муки, каждый из которых проверяется по 106 статьям. Они включают в себя пункты по использованию пестицидов и минеральных удобрений, по агротехнике, по защите окружающей среды и других. И наконец, овощи для «Макдоналдс» поставляет компания «Белая Дача». Компания доставляет полный перечень необходимых продуктов высшего качества: от салатов до картофеля. Сотрудничество началось еще в 1994 году, когда поставками занимались российские и белорусские предприятия, а в 2016 году к ним добавились мощности в Казахстане. Заводы компании находятся в Котельниках (Московская область), а также в Елабуге (Татарстан). Мощность заводов позволяет производить до 40 тонн готовой продукции в день. Все салаты выращивают в естественных условиях в разных регионах России и мира, например, зимой овощи выращиваются в Египте, Тунисе, Израиле и других странах. В самой компании настаивают, что «Макдоналдс» — это инновационные технологии, новые стандарты сервиса и гостеприимства, высокое качество и безопасность пищевой продукции и социальная ответственность бизнеса. Компания глаз не спускает со своих поставщиков — помогает вводить международные стандарты качества и безопасности. Реализует совместные проекты по круглосуточному отслеживанию продукции, а также внедряет и контролирует гуманное отношение к животным. Яркий пример высоких технологий в работе «Макдоналдс» — программа управления пищевой безопасностью HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points, Анализ опасностей и критические контрольные точки). Система внедрена не только в сети предприятий «Макдоналдс», но и у всех поставщиков компании. Впервые эта система была введена в НАСА и некоторых секретных военных лабораториях Минобороны США. Главная задача оригинальной системы — создание безопасной еды для астронавтов. Первой в массовом сегменте общественного питания HACCP ввела именно корпорация «Макдоналдс». Россияне также неплохо знакомы с нововведениями «Макдоналдс». Сначала это был «МакАвто», позднее к нему добавился бесплатный интернет, возможность безналичной оплаты, специальное меню на завтрак, концепция «МакКафе», пару лет назад — «МакДоставка». Кроме того, у россиян появилась возможность самостоятельно оформить заказ на специальном терминале. Все эти уникальные возможности появились в «Макдоналдс» и задали совершенно новые «высоты» в стандартизации сервиса. Никто не поспорит: компания была и остается трендсеттером цифровых технологий. Как уже было сказано, «Макдоналдс»— один из ведущих российских работодателей. Главная ценность и одновременно основной капитал компании — это люди, а именно более 50 тысяч сотрудников сети ресторанов. Компания регулярно и активно инвестирует в развитие собственного персонала — только в 2019 году на эти задачи будут направлены 250 миллионов рублей! «Макдоналдс»— прекрасный старт для тех, кто хочет развиваться. В 2019 году компания намерена расширить штат до 55 тысяч человек, что повлечет за собой повышение более чем для двух тысяч человек внутри компании, при этом около 200 сотрудников получат должность директора предприятия. Стоит отметить, что все директора в компании — это собственные кадры, вышедшие с базовых должностей — к примеру, с должности обычного сотрудника бригады. Более того, около двух третей всего топ-менеджмента — это собственные воспитанники, которые успешно прошли немало ступеней карьерной лестницы! Пожалуй, только «Макдоналдс» дает возможность молодым людям в возрасте чуть более 20 лет встать у руля многомиллионного бизнеса и управлять штатом до 100 человек. Директором предприятия может стать каждый, некоторые вчерашние студенты сейчас успешно управляют ресторанами «Макдоналдс» по всей стране. Сотрудникам, кстати, не надо волноваться о насущных делах, — например, обеды в компании бесплатные, правда, надо знать меру — меню фиксированное, наедаться до отвала не выйдет. Зато менять комбинации возможных обедов можно сколько угодно — лишь бы не приедалось. Около 60 процентов сотрудников «Макдоналдс» — это студенты, которых помимо достойной зарплаты и удобного графика, работа в компании привлекает возможностями быстрого карьерного роста, а также помощи в учебе. Каждый год «Макдоналдс» платит «лучшим из лучших» именную стипендию. Программа поддержки образования сотрудников в компании существует с 2001 года — и с тех пор корпоративную стипендию получили более 4,5 тысячи студентов. В программу поддержки образования компания вложила более 70 миллионов рублей, а в 2019 году на выплаты стипендий сотрудникам-студентам планируется направить свыше 7,5 миллиона рублей. Наконец компания не только поощряет тех, кто учится в вузах, но и сама реализует целый ряд обучающих программ. Ежегодно более 3,5 тысячи сотрудников посещают различные классы в учебном центре «Макдоналдс» в России — это сопоставимо с годовым набором студентов крупнейших учебных заведений страны. «Макдоналдс» — это качество, высокая культура обслуживания, чистота и доступность. Компания в ежедневном режиме стремится демонстрировать высочайший уровень сервиса, ставя в основу своей работы не только получение прибыли, но и оправдание ожиданий клиентов. Например, если вы не знали, в «Макдоналдс» можно заказать блюдо без какого-либо из ингредиентов. Во многих ресторанах сети есть специальные сотрудники, которые принесут заказ за ваш столик, найдя именно вас по специальной GPS-метке… Забота о посетителях проявляется и в том, что в «Макдоналдс» специально для гостей готовится максимально свежая продукция. Многие конкуренты используют шкафы с подогревом, чтобы экономить на продуктах и трудозатратах. В «Макдоналдс» такого давно нет, так как подогреваемый в течение определенного времени продукт по определению не может сохранить высочайшее качество. Любимый многими бигмак начинает готовиться только после того, как его заказали. Для столь быстрого приготовления компании пришлось максимально повысить эффективность на кухне. В день почти 700 ресторанов «Макдоналдс» обслуживают в среднем 1,5 миллиона россиян. Посетители разделяют ценности компании, уважают клиентоориентированность, ценят качество продукции, а еще наслаждаются приятной музыкой и атмосферой в ресторанах сети.

«Макдоналдс» из маленького ресторанчика вырос в многомиллионную империю. В чем его секрет?
© Lenta.ru