Эверест самомнения: как общаться с человеком, который считает себя пупом Земли

В жизни каждый сталкивался с людьми, которые, явно переоценивая свои способности, в грош не ставят умения и таланты окружающих. Подобным поведением они лишают себя полноценного общения и вызывают неприятные чувства у других. Откуда это все вырастает, как вести себя с такими личностями и можно ли самому избавиться от этого порока, рассказывает кандидат психологических наук Татьяна БОРИСОВА. Многие путают высокомерие с уверенностью в себе, предполагая, что те, которые смотрят на окружающих сверху вниз, действительно имеют кладезь талантов и уникальных способностей, позволяющих им с пренебрежением относиться к окружающим. В большинстве случаев такое предположение оказывается неверным. «Как правило, люди, склонные демонстрировать высокомерие, как раз абсолютно неуверенные в себе личности, – говорит кандидат психологических наук Татьяна БОРИСОВА. – Уверенный человек всегда готов аргументированно обосновать любое свое высказывание или точку зрения на то или иное событие, при этом общаясь с собеседником на равных. Высокомерный человек делает вид, что не считает нужным что-либо доказывать, поскольку он априори прав. На самом же деле у него зачастую нет даже аргументов, чтобы обосновать свою позицию. Он может позаимствовать ее у кого-то или самостоятельно прийти к такому убеждению, а поскольку объяснить его он не в силах, человек прикрывает свою точку зрения напыщенностью. Причем ощущение превосходства он испытывает только по отношению к тем, кто, как ему кажется, ниже на ступеньках иерархии. К тому, кто открыто демонстрирует уверенность в себе, он относится иначе». По словам Татьяны БОРИСОВОЙ, причин для появления этого не лучшего из качеств человека может быть много. «Высокомерие бывает приобретенным и, что называется, унаследованным, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Во втором случае его источником выступает неправильное воспитание. К примеру, ребенку с детства внушают, что он лучше других, но не конкретизируют, в чем именно; либо превозносят какие-то его достижения, которые не всегда имеют место. Подобная стимуляция с целью сделать чадо лучше не мотивирует на взятие высоты, то есть на реальное приобретение качеств, а заставляет ребенка поверить в то, что он лучше других, и это даже не требует каких-либо доказательств. В первом случае, когда высокомерие – это приобретенное качество, оно формируется благодаря неадекватной оценке собственных способностей. Здесь причиной может стать любое удачное событие. Например, взлет по карьерной лестнице до руководителя среднего звена. Человек понимает, что среди коллег он на несколько ступенек выше, и начинает испытывать сверхуважение к себе. Естественно, если он себя так почитает, то это должны демонстрировать ему и другие люди. К тем, кто не смог стать руководителем и сравняться с ним, он испытывает чувство пренебрежения и жалости, отсюда и формируется высокомерие. Любая удача может вознести человека в небеса, откуда он не будет спешить спускаться. Среди них могут быть и успешное окончание учебы, и выигрыш в лотерею, и повышение зарплаты, и даже лесть и заискивание других людей, желающих добиться своих целей. Все это вполне способно превратить обычного человека в надменную личность, которая начнет пренебрежительно относиться к окружающим, стараясь продемонстрировать им свое превосходство». Общение с подобными людьми затруднительно и неприятно. Как правило, друзей у них бывает крайне мало. «Одна из тактик общения с высокомерным человеком заключается в его полном игнорировании, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Это имитация его же поведения, поэтому она не может остаться без внимания. Старайтесь максимально долго демонстрировать полное отчуждение, наблюдая за его реакцией. Как только он изменит тактику и попытается наладить с вами связь (а вероятность того, что он это сделает, крайне велика), сохраняйте равнодушие. Дело в том, что как только он поймет, что зацепил вас, то с новой силой будет показывать высокомерие. Не дайте ему такой возможности. Еще одна тактика – отзеркаливание его поведения, то есть демонстрация превосходства и надменности. Вряд ли такое отношение ему понравится, и в зависимости от характера он либо изменит свое поведение, либо станет избегать контакта с вами». По словам Татьяны БОРИСОВОЙ, высокомерие – это черта характера, от которой необходимо избавляться. Если вы заметили за собой факты надменного или пренебрежительного отношения к людям, то срочно начинайте меняться. * НЕ КРИТИКУЙТЕ ВСЕХ И ВСЯ Комментарий специалиста: «Держите себя в руках, и там, где вам хочется вставить едкий комментарий или покритиковать собеседника, сохраняйте молчание, – советует Татьяна БОРИСОВА. – Если же нет сил держать рот на замке, то лучше всего спокойно заметить, что вы бы на его месте поступили по-иному. Будьте уверены, он прислушается к вашему совету, а вы при таком подходе сохраните хорошие отношения с человеком и сами будете вне всякой критики. Давать критическую оценку несложно, помните об этом. А вот оказать помощь добрым советом или поддержать в трудную минуту гораздо труднее. Не ищите легких путей, старайтесь преодолевать сложности, вместе с победами над проблемами к нам приходит мудрость». * УВАЖАЙТЕ ЛЮДЕЙ ТАКИМИ, КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ Комментарий специалиста: «Старайтесь не лепить ярлыки на людей, а принимайте их такими, какие они есть, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Уважайте как достоинства, так и их недостатки, старайтесь доброжелательно относится к тем, кто находится с вами рядом. Именно уважение лежит в основе здоровых приятельских и дружеских отношений. Если вы проявите себя как человек воспитанный, умеющий уважать, а не критиковать чужие мнения, предпочтения и интересы, окружающие отнесутся к вам с доверием». * ПРОЩАЙТЕ САМИ И ВОВРЕМЯ ИЗВИНЯЙТЕСЬ Комментарий специалиста: «Людям свойственно ошибаться, это совершенно нормально, в жизни всякое случается, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Но при этом люди должны уметь прощать и приносить извинения. В этом нет ничего страшного и позорного. Наоборот, просьба о прощении – это тот самый мостик, который поможет вам восстановить отношения с человеком, которого вы могли нечаянно обидеть».