Горшочек, вари! Производители предупредили о росте цен на детское питание

Введение маркировки на детское питание и безалкогольные напитки может привести к росту цен на эти продукты. Об этом предупредили производители и обратились с соответствующим письмом к председателю правительства Дмитрию Медведеву. Прежде всего, что это такое — маркировка? Объясняется это следующим образом: нанесение условных обозначений, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект с целью его дальнейшей идентификации (узнавания), указания его свойств и характеристик. Это стоит денег, потому что требует дополнительных затрат само по себе и оплаты сопутствующих тарифов. Федеральные чиновники определили цену за один код маркировки: без учета НДС — 50 копеек. В некоторых случаях коды маркировки будут предоставлены оператором ГИС бесплатно, как сказано в распоряжении правительства. В частности, такое исключение предусмотрено для жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов с предельной отпускной ценой производителя не более 20 рублей. Производителям товаров, для которых маркировка является обязательной, платить придется уже с 1 июля 2019 года. Ранее Кабинет министров своим распоряжением от 28.04.2018 № 792-р утвердил перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации: табачная продукция — с 1 июля 2019 года (перенесли с 1 марта); обувные товары — с 1 июля 2019 года; духи и туалетная вода — с 1 декабря 2019 года; шины и покрышки — с 1 декабря 2019 года; предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи, — с 1 декабря 2019 года; трикотажные блузоны машинного или ручного вязания женские или для девочек — с 1 декабря 2019 года; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия — с 1 декабря 2019 года; белье постельное, столовое, туалетное и кухонное — с 1 декабря 2019 года; фотокамеры, вспышки — с 1 декабря 2019 года. Это, разумеется, поднимает цену на товары, потому что добавляется не 50 копеек на каждый из них, а значительно больше из-за суммирования кодировок с соответствующим общим ростом НДС. Кроме того, дополнительных затрат требуют приобретение дополнительного оборудования (специальный 2D-сканер), программное обеспечение для своих онлайн-ККТ, оплата обучения персонала. Все это суммируется и ложится на плечи покупателя. Была сделана оговорка, что это все не коснется так называемых жизненно необходимых товаров, к числу которых, кроме недорогих лекарств, отнесены соки, газированные безалкогольные напитки и детское питание. Объявлено, что основная цель маркировки — борьба с контрафактом. Это, разумеется, нужно, но не может оправдать то, что и детское питание вдруг попало под то же распоряжение правительства. А это означает, что родителям придется выделить еще как минимум 500 рублей в месяц на приобретение детского питания, без которого малыши не могут получать соки, кашки, пюре, компоты и кисели, содержащие уникальные витамины. В эти товары вообще входят все необходимые и учтенные Минздравом добавки для роста и энергетического питания детей. Финансовое же состояние большого количества молодых семей, не говоря о детских домах и специализированных интернатах, настолько стеснено, что каждый лишний рубль добавит проблем бюджетного характера, а при вынужденном отказе покупать подорожавшую продукцию — к желудочным и неврологическим заболеваниям тысяч детей. Всю эту продукцию в России изготовляет небольшое количество специализированных диетических предприятий, санитарное состояние на которых находится под особым контролем и тоже требует дополнительных затрат. Там, как правило, производят еще соки и безалкогольные газированные напитки, что позволяет при их коммерческой реализации снизить расходы на основную продукцию — сбалансированное детское питание. И вот теперь на все это вдруг потребовалась маркировка. Предложение о расширении перечня маркируемых товаров поступило из правительства РФ в совет Евразийской экономической комиссии. Затраты производителей можно себе представить, если знать, что одно лишь предприятие «Русбренд» занимает 85% российского рынка детского питания, а на Союз производства безалкогольных напитков и минеральных вод и Российский союз производителей соков приходится 70% выпуска соков, газированных напитков, минеральной воды и нектаров. Тем более речь идет о наступающем летнем и далее щедром осеннем периоде потребления всей этой продукции, включая детское питание — во время отпусков в жаркое время года. Оборот предстоит огромный. Видимо, поэтому федеральные чиновники решили не упускать возможности заработать внушительную по масштабам всего производства сумму. На имя председателя правительства были отправлены письма от руководителей упомянутых предприятий, в которых предупредили о чувствительном росте цен на всю детскую универсальную продукцию, да еще в условиях сезонного роста цен на другие виды питания. Поводом для включения всех этих производств в перечень маркируемых товаров послужило письмо из «Холдинга Аква», разливающего минеральные воды, в том числе известные «Ессентуки». Цель, по словам производителей и маркетологов, — избежать контрафакта. Еще в октябре прошлого года руководство холдинга обратилось в правительство с предложением провести эксперимент с маркированием продукции в отношении всех минеральных вод. Вероятно, мы имеем дело с масштабным конфликтом на хозяйственном уровне, в который втягивается правительство. Производители детского питания не согласны с тем, что в этот скандальный процесс включили их производства и сопутствующую оздоровительную продукцию. Хотя ведь те же «Ессентуки» во всех его видах входят в перечень лечебного питания. Приобретение в магазинах подобной продукции импортного производства уже сегодня не по карману очень и очень многим покупателям. Таким образом, цены могут уравняться, а затем для того, чтобы избежать конкуренции с иностранцами, российские производители потребуют поднятия тарифов на их и без того слишком дорогую продукцию. Ступени оплаты будут наращиваться все выше и выше. За всем этим, похоже, не заметят удорожания детского питания, без которого рост и само здоровье детей окажутся в опасности. Тут поневоле вспомнишь сказку братьев Гримм «Горшочек каши», в которой вкусная каша варилась по просьбе небогатых семей: «Раз, два, три — горшочек, вари», — а остановить добрый волшебный горшочек можно было восклицанием: «Больше не вари». Как бы и у нас этого не случилось в силу спора экономических субъектов и их кураторов в правительстве. Кто-то крикнет: «Больше не вари!» — и горшочек быстро высохнет. Андрей Бинев, журналист, аналитик

Горшочек, вари! Производители предупредили о росте цен на детское питание
© 360tv.ru