«Лучший пилот столетия» Светлана Капанина: мы обязаны вернуть молодежь в небо

Ждать осталось недолго. Обладатель звания «Лучший пилот столетия», семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Капанина продемонстрирует свое мастерство во время московского авиационного фестиваля «Небо: теория и практика», который пройдет на аэродроме «Черное» в Балашихинском районе 25 и 26 мая. Накануне открытия фестиваля Светлана Капанина в разговоре с корреспондентом «Вечерней Москвы» рассказала о своей удивительной жизни, 30 лет из которой она посвятила авиации. Ее интервью «Вечерняя Москва» приводит в формате цитат. ПРО ЭПИТЕТЫ — Сибирский ангел, Королева небес, Валькирия… Журналисты одаривали меня разными эпитетами, они не огорчают, у каждого из них - своя история, свое очарование. ПРО ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ — Полет – это потрясающая крутизна. Небо и земля с бешеной скоростью проносятся мимо, голова от резких остановок и вращений бьется о фонарь, ручка управления отставляет синяки на ногах, тело размазывает по кабине. ПРО МУЖСКУЮ ЗАВИСТЬ — Мужская зависть к женскому успеху жестока и безгранична. Я женщина, и у меня есть все женские качества, и даже больше. Как писал Некрасов: коня наскоку остановит, в горящую избу войдет. Я на своем месте, другой судьбы не желаю, и мне все равно, как к этому относятся мужчины. ПРО СТРАХ — «Только дуракам неведом страх», но есть страх панический, а есть осознанный, когда ты понимаешь, что происходит в небе и что тебя ждут на земле. Если тебя постоянно одолевают мысли о возможных катастрофах, то лучше не летать… Есть техника и никто не застрахован от ее отказов. Было у меня несколько аварийных ситуаций: срыв винта, порыв привязных ремней, несколько отказав двигателя и тормозной системы… В такие минуты время растягивается, и у тебя появляется возможность выбора единственно верного решения. ПРО НАСТРОЙ ПЕРЕД ПОЛЕТОМ — Кому-то перед стартом нужен сон, другим – общение, третьим – постоянная отработка программы полета. Выдающийся летчик Михаил Громов говорил: «Прежде чем подняться в небо, надо хорошо поработать на земле». Детального осмысления перед полетом требуют чистота исполнения фигур, высота, скорость, ветер, место в квадрате, где ты работаешь. Все проблемы и заботы перед полетом ты должен оставить на земле. В самолет лучше не садиться, если ты выбит из колеи. ПРО КУМИРОВ — Кумиров себе не создаю, но есть люди, которыми нужно гордиться. Их немало – Петр Нестеров, Валерий Чкалов, Юрий Гагарин. Чтобы тобой гордились другие – нужно много работать над собой. ПРО СПОРТИВНУЮ АВИАЦИЮ В РОССИИ — Куда ни обращалась за поддержкой, ответ один: ваш вид спорта не массовый. Но о какой массовости вести речь, если авиаклубы закрыты, летать не на чем. В России нет госпрограммы развития авиаспорта и авиационного спортивного центра. Аэроклубы ДОСААФ выживают. Летают только те, кто имеет возможность купить свой самолет или платить за полеты. Для большинства из них - это хобби. Средний возраст сборной команды России по высшему пилотажу перевалил за 50 лет. Мы обязаны вернуть молодежь в небо. ПРО НОВЫЕ ВЕРШИНЫ — Отметила юбилей - 30 лет в авиации, но нет предела совершенству. Без цели – нет жизни. «Нам все дается с боем, но нам дается все» - это мой жизненный девиз. Очень хочется, чтобы нашим детям было доступно летное обучение. Чтобы последователи прославляли нашу страну, которая всегда была мощной авиационной державой. Необходимо, что бы нас, пилотов, услышало авиационное руководство страны. Нужны дополнить законодательную базу об авиации спортивной и общего назначения. Необходима государственная поддержка авиационного спорта в стране, надо восстановить производство спортивных самолетов. ПРО РОДИТЕЛЕЙ — Мои родители – гостеприимные и веселые люди. Они из простых рабочих. Научили и с людьми общаться, и шуруп закрутить. От папы - досталась любовь к риску и скорости. Он был вице-чемпионом Казахстана по фигурному автовождению. Мама моя – боевая женщина, «коня наскоку» – это у меня от нее… ПРО ДЕТСТВО — Спортивная гимнастика – самый любимый вид спорта, тренировалась я по программе мастера спорта. Была бесстрашной, шальной девочкой. Привлекали мотоциклы, машины, горы. С возрастом мы становимся мудрее, но детские устремления зачастую помогают выбрать главное дело в жизни. Например, занятия спортивной гимнастикой развили координацию, вестибулярный аппарат. При такой базовой спортивной подготовке пилотажные перегрузки переносила довольно легко. ПРО ВЫБОР ПРОФЕССИИ — После 8-го класса, хотела поступать в Щучинское педучилище. В конце года, на базе этого училища проходили соревнования по легкой атлетике. Там меня засудили (завысили итоговый результат забега), а после пригласили поступать к ним «без экзаменов». Моему возмущению не было предела, терпеть не могу несправедливость. Поэтому, по совету мамы поступила в медучилище, четыре года отучилась на фармацевтическом отделении и по распределению отправилась в Курган, где работала в аптеке. В Кургане записалась в авиаспортклуб. Всегда мечтала прыгнуть с парашютом, чтобы ощутить чувство страха перед открытой дверью самолета, шагнуть в бездну. Пришла на парашютные прыжки, а записалась в самолетную секцию, не имея представления, что такое высший пилотаж и на каких самолетах предстоит летать. Через четыре месяца сбежала из аптеки в аэроклуб, куда устроилась техником-электриком связи. Так начались учеба, прыжки с парашютом, полеты, соревнования. В 1991 году меня пригласили в сборную команду России по высшему пилотажу. ПРО ДЕТЕЙ – ЕСЕНИЮ И ПЕРЕСВЕТА — Дети – моя самая большая радость в жизни. Все профессиональные достижения ради них и для них. С их рождением появились мысли: есть ли смысл в риске? Дети, когда были маленькими, просили меня не уезжать на соревнования. «У тебя и так много медалей, побудь с нами» - говорили они. В то же время, от дочери Есении часто слышала: «Я буду летать на мамином самолете». В прошлом году мы с ней впервые поднялись в небо. Сын Пересвет спокойно относится к самолетам. Сегодня дети катаются на сноуборде, занимаются слоупстайлом, прыгают с трамплинов. Есении – 14 лет. Она выиграла Спартакиаду школьников, стала призером чемпионатов России и Москвы. У Пересвета тоже много медалей, пытается не отставать от сестры, но в этом сезоне он сломал ногу. Дети молятся за меня, как и я за них и, надеюсь, гордятся мамой. ПРО МОСКВУ — Если бы не любила Москву – не жила бы в ней. Еду на машине по столице и всегда любуюсь ее красотой. Иногда, правда, возмущаюсь, глядя на обшарпанные дома-«панельки». Небо для меня - везде разное, ну а над домом оно самое лучшее. Небо Москвы отлично «держит» самолет – воздух в столице плотный. Не радует только погода в Москве зимой и осенью, но ведь есть в том и плюсы, можно уехать из столицы на отдых. ПРО СЛОЖНОСТЬ ПОЛЕТОВ — Раньше я тренировалась очень много, сейчас в разы меньше. Причина – низкий уровень финансирования. Самолет ведь надо заправить горючим перед взлетом. Мой соревновательный полет длится 10-15 минут, тренировочный 20-30 минут. Нижняя граница полета 100 метров. Во время соревнований «летаем» четыре программы, набранные баллы за три программы идут в зачет абсолютного первенства, а четвертая программа – фристайл. Во время полета пилот думает только о выполнении элементов высшего пилотажа, иначе нельзя. ПРО ЛЮБИМЫЙ САМОЛЕТ — Мой самый любимый самолет – Су-31, но их производство давно закрыто, и об этих самолетах остается только мечтать. Летать я буду на немецкой двухместной «Экстре». ПРО ЧЕМПИОНАТЫ И ФЕСТИВАЛИ — На классических чемпионатах ты работаешь на результат, четко контролируешь скорости и высоты, чтобы чисто и точно исполнить фигуры высшего пилотажа. «Классика» – это адреналин, пьедестал, гимн и флаг России. Полеты на авиашоу – тоже сложны, но там ты работаешь на публику, а значит, можешь упростить программу. Главное – безопасность зрителей, и в то же время, нужно их порадовать низкими высотами, когда зрителю видно, кто сидит в кабине и пилотирует для них. Выступления на авиашоу придают силы и заряжают энергией. Видишь, как зрители тебя приветствуют и восторженно хлопают в ладоши. Мой ближайший полет в России можно будет увидеть на московском авиационном фестивале «Небо: теория и практика», который пройдет 25 и 26 мая на аэродроме «Черное». Это значимое мероприятие для тех, кто любит небо и все, что связано с авиацией. Приезжайте, мы будем летать для вас! ДОСЬЕ «ВМ» Светлана Капанина родилась в г. Щучинск Казахской ССР (ныне Казахстан). Летчик-инструктор 1-го класса ОКБ имени П.О. Сухого». Доверенное лицо Президента России В. В. Путина. Заслуженный мастер спорта РФ. Заслуженный тренер РФ. «Лучший пилот столетия» (по версии FAI). Кавалер Орденов Мужества и Почета, которые она получила из рук Владимира Путина, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, лауреат Олимпийской премии «СЛАВА», почетный гражданин Курганской области (Россия) и штата Оклахома (США), а также имеет многие другие звания и награды. ТИТУЛЫ И МЕДАЛИ: Светлана Капанина – 7–кратная абсолютная чемпионка мира 2-кратная абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр 3-кратная абсолютная чемпионка Европы 39-кратная чемпионка мира в отдельных упражнениях За свою карьеру Светлана завоевала 74 золотых, 30 серебряных, 13 бронзовых медалей мировых соревнований, европейских и Кубков мира. Занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самый титулованный пилот. Читайте также: Чемпион мира Алексей Якименко рассказал, что «Московской сабле» победит тот россиянин, который поймает кураж

«Лучший пилот столетия» Светлана Капанина: мы обязаны вернуть молодежь в небо
© Вечерняя Москва