Войти в почту

«Нас пытались отговорить развивать компанию». Предприниматели — о самом бесполезном бизнес-совете

Мария Лапук, сооснователь PR-агентства Vinci Agency Когда я обсуждала с друзьями, что, может быть, стоит открыть PR-агентство, то одна из моих подруг, у которой был подобный опыт, сказала, что рынок поделен и нет смысла делать что-то маленькое. Она считала, что зарабатывать в этой сфере можно только в том случае, если у тебя огромный PR-конвейер. Ее опыт был для меня важен, так как она управляла известным агентством, а негативная оценка не вселяла уверенности. Но на деле оказалось, что каждый видит рынок по-своему и с разных ракурсов. Поэтому, если тебе хочется что-то сделать, то попробуй погрузиться в дело, начни действовать, посмотри на реальность, а уже потом слушай советы. Это не исключает их важности, просто картины мира у всех разные. Марк Саневич, СЕО BestDoctor Самый вредный совет мы получили от наших первых несостоявшихся инвесторов – нас пытались отговорить развивать компанию. Они достаточно хорошо разбирались в рынке и говорили, что мы молодые, нас слишком мало, а рынок сложный – поэтому ничего не получится. На начальных этапах таких советчиков приходится встречать очень много. Нужно помнить, что никто из них не обладает тем же объемом информации о продукте, что и вы. Конструктивная критика и опыт других предпринимателей могут помочь вам вовремя скорректировать курс, но тех, кто уговаривает все бросить, никогда нельзя слушать. Виктор Христенко, CEO Muzlab Однажды я встречался с бизнес-тренером, который рассказывал, как увеличить продажи. Он советовал «бить палкой, только тогда будет результат». Для меня этот совет был абсолютно бесполезным, потому что мы выстраиваем в компании открытую культуру – нам важен результат и то, как он достигается. Еще много бесполезных советов я услышал на мероприятии одного известного венчурного фонда. Там выступали ребята, у которых не было за спиной бизнес-опыта, но при этом они рассказывали, как «поднимать» инвестиции. Недавно услышал термин, который мне очень понравился, – «инфоцыгане», кажется, это были они. Полезные советы я получаю часто и очень дорожу ими — мне повезло с партнерами, они мои менторы. Я советуюсь с ними не только по вопросам бизнеса, но и на личные темы. Их советы помогают расти и мне, и компании. Инна Анисимова, директор коммуникационного агентства PR Partner Кризис 2008 года затронул и наше агентство. Первое, от чего отказываются многие российские компании, когда приходит время «затянуть пояса», это PR- и маркетинговые услуги. За месяц от нас ушло пять банков — клиентов практики «Финансы и недвижимость». Агентство переставало быть прибыльным, и многие коллеги-предприниматели взялись давать мне советы: «Уволь всех, пусть сами ищут работу – нужно в первую очередь о себе позаботиться», «зачем вообще платить «белые» зарплаты, так никто не делает, все на ИП». У многих в России отношение к бизнесу искажено — в их сознании это то, чем нельзя заниматься честно. Такой цинизм объясним нашей пестрой историей. Но на собственном опыте могу сказать, что бизнес можно делать по совести. Еще порцию непрошеных советов я получила в 2017 году, когда пошла учиться на global executive MBA в международную школу IESE. «Зачем? Лучше бы еще одну квартиру купила!», — вот самое мягкое высказывание, которое я услышала. Я же считаю, что первое, во что стоит инвестировать, — это образование и саморазвитие. Обучение в IESE принесло мне новые связи, навыки, возможность почувствовать себя частью глобального бизнес-сообщества, да и просто нереально интересный опыт. Скептицизм советчиков, на мой взгляд, связан с низким уровнем их собственного образования. Я думаю, что прислушиваться нужно к советам тех, в чьей компетентности ты не сомневаешься. Можно выбрать двух-трех человек, с мнением которых ты считаешься. С остальными лучше не откровенничать – на них могут воздействовать разные факторы: зависть, страх, переживание за вас или отсутствие понимания предмета. Глеб Харитонов, основатель и CEO Briskly Однажды коллеги по фудтеху сказали, что Briskly ждет успех только в том случае, если продукт будет формата enterprise. То есть когда компания не подстраивается под конкретного клиента, а предлагает платформу с готовым решением. В идеальном сценарии продукт получается настолько популярным и удобным, что магазины сами адаптируются к нему. Briskly — это платформа по самообслуживанию покупателей в магазинах, где посетитель сам сканирует товар и платит за него в приложении. Существует не менее десяти форматов ритейла, и сделать одинаковое для всех решение не так-то просто. К тому же, в России метод enterprise для фудтеха пока не работает. Рынок новый, у всех свое видение внедрения технологии Scan&Go в эксплуатацию, разные кейсы. Поэтому мы разработали семь вариантов интеграции с магазинами, и «подгоняем» наш продукт под каждого клиента. Вообще, я оцениваю советы по бэкграунду того, кто их дает. Если человек — опытный предприниматель, погружен в отрасль, то я прислушиваюсь всегда. Видение — вещь субъективная, поэтому важен контекст. Человек мог получить опыт в Кремниевой долине, а не работая с минимаркетами в Москве. Вспоминается шутка: «Все книги по личностному росту сводятся к тому, что коуч из Калифорнии советует Васе из Омска покинуть зону комфорта». Но есть и универсальные советы профессионалов индустрии, к которым стоит прислушиваться всегда — это рекомендации по дизайну презентации, составлению правильного питча, нетворкингу, выстраиванию отношений с бизнес-сообществом. Андрей Вавилин, основатель BaseTracK Мне вспомнился один из «нерабочих» советов, который касался системы мотивации в компании и на производстве. Мне рекомендовали ориентироваться на японскую культуру бизнеса (как, например, Toyota), которая подразумевает сплочение сотрудников вокруг ценностей компании, создание одной большой рабочей семьи. Совет отличный, подход правильный, но совершенно не применим в нашей местности. Проблема заключалась не столько в отсутствии экспертизы у советчика, сколько в непонимании культурных особенностей. Отсутствие международного опыта очень часто не позволяет локальным экспертам критично оценивать собственные рекомендации. На рынке много коучей и просто любителей давать советы окружающим, но надо понимать, что любая рекомендация должна учитывать не только специфику отрасли, но и особенности конкретного бизнеса в определенный момент времени. Другими словами, не цепляйтесь за советы – вероятность услышать что-то полезное невелика. Лучше изучите биографии профессионалов в вашем и схожем бизнесе — в них точно будет больше пользы. Юлия Савина, сооснователь PR-агентства Vizluv Самый бесполезный бизнес-совет касался того, что стоит полностью пересмотреть работу агентства и на 90% процентов уйти в digital и забыть про работу с традиционными СМИ. А еще нам следует ставить все акценты на работе с блогерами и лидерами мнений. Как мне кажется, подобный совет дают люди, которые не рассматривают свою компанию и ее продвижение в долгосрочной перспективе (от трех до пяти лет), а опираются на временные и стихийные тренды. Спустя уже год-два я вижу, как они ошибались и радуюсь, что не поддалась импульсу. Возникающие тренды нужно иметь в виду, но не делать из них определяющую стратегию, несмотря на то, что все вокруг кричит об обратном. Теперь я понимаю, что все шаги должны быть максимально взвешены. То, что появляется в digital-среде и социальных сетях, быстро уходит и нужно прикладывать огромное количество усилий, чтобы поддерживать на уровне. А СМИ остаются гарантом стабильности. Попав на страницы крупных изданий, ты остаешься в медиаполе на очень долгое время, и партнерам проще тебя найти. Поэтому все рекомендации «быть на волне» и не оставаться «старовером» я рассматриваю с позиции долгосрочности. Денис Сметнев, сооснователь Skyeng Не скажу, что в моей жизни случались совсем уж «бесполезные» бизнес-советы. А вот полученные не в то время, когда они бы пригодились, бывали. Хорошо помню первый год работы Skyeng, когда ресурсов не было, личный кабинет студента еще не работал, а карточки студентов велись в Excel. И вот мы с Эркином Адыловым – нашим первым инвестором – сидим в офисе на 12 квадратов, обсуждаем стратегию. И он предлагает «захватывать все российские школы, идти в структуру государственного образования, инвестировать в платформу». А у нас денег, ну, реально, тысяч 200 было, не больше. И тогда любые стратегические обсуждения звучали для нас как космические корабли, которые бороздят просторы вселенной. Сейчас понятно, что каждый совет Эркина был верным. На текущем этапе развития компании мы реализуем все, что тогда обсуждали. Но после того разговора прошло пять лет. Любой совет и мнение расширяет твою картину мира, дает новые мысли и идеи для движения вперед. Но фишка в том, что именно предприниматель несет все риски, связанные с проектом, его успехом или провалом. А значит, к советам он должен относиться очень аккуратно, взвешивая все «за» и «против» и понимая, насколько этот совет применим здесь и сейчас. А чтобы советы были полезными, обращаться за ними надо не к тем людям, которые не на 10 голов выше и опытнее в бизнесе, а к тем, кто впереди на один или два шага. Тогда каждый их совет будет выстраданным и полезным, потому что у предпринимателя еще живы воспоминания о полученном опыте и совершенных ошибках. Александр Сысоев, основатель Российского ресторанного фестиваля и «Сысоев.FM» По каждому проекту я слышал сомнения от знакомых – других предпринимателей. Над телеграм-каналом подшучивали, по поводу Российского ресторанного фестиваля иронизировали, но сейчас пожимают руку и честно признают, что скепсис был излишним. Все советы сводились к одному: в регионах нет денег, никому это не нужно, внутренний туризм — фикция. На деле все оказалось иначе: регионы продают сеты наравне со столицей, ажиотаж среди горожан значительный, а люди пишут, как начали летать по стране в рамках РРФ. Бизнес-советы — верная возможность посмотреть на свой проект со стороны, а также перенять хорошие работающие идеи из других сфер. Особенно интересны мнения людей, которые умеют фиксировать прибыль или убыток, а я этому только учусь. Материалы по теме: Известные миллиардеры поделились советами, которые дали бы себе в молодости 9 простых истин для владельцев малого бизнеса 6 способов определить плохого партнера по бизнесу Если вы хотите, чтобы ваш LegalTech-проект выжил, не совершайте эти ошибки «Я понял, что никакие деньги никакого крупного клиента не стоят потерянной репутации» Фото на обложке: Unsplash

«Нас пытались отговорить развивать компанию». Предприниматели — о самом бесполезном бизнес-совете
© RB.ru