Войти в почту

«Очень полезное умение — в некоторых ситуациях выждать и ничего не делать». Карьерные советы главы Google Russia

Отсутствие технического образования не помешало Юлии Соловьевой занять должность генерального директора российского офиса одной из самых известных технологических компаний в мире — Google, которая расположилась на 6-й строчке в рейтинге лучших американских работодателей в этом году. Будучи студенткой 4 курса факультета иностранных языков Московского государственного лингвистического университета Соловьева подрабатывала переводчиком для групп иностранцев, которые приезжали в Россию. Окончив университет с отличием, она устроилась ассистенткой в «Московскую сотовую связь», а уже через полгода работы заявила своему руководителю, что готова к повышению. Позднее генеральный директор Google призналась, что знание английского языка и любовь к самообучению сильно помогли в карьере. В разное время она занимала должности директора по развитию «НТВ-Плюс», директора по корпоративному развитию ОАО «МТС», президента холдинга «ПрофМедиа», председателя совета директоров Rambler Media. Соловьева строила карьеру и за рубежом: в 2001-2003 гг. она работала в консалтинговой компании Booz Allen Hamilton в Голландии. Чтобы попасть туда, женщина прошла обучение по программе MBA в Harvard Business School. В 2013 году ради работы в Google она отказалась занять пост гендиректора издательского дома Sanoma Independent Media. С Forbes Woman Юлия Соловьева поделилась карьерными советами. 1. Для успешного старта важны горящие глаза, а не профессиональные компетенции Чтобы преуспеть, молодому специалисту необходимы внутренняя страсть и огонь. Я во время собеседования на это всегда обращаю внимание. Не хочется видеть уставших, разочарованных людей, которые приходят на встречу с выражением на лице, которое читается как «Я все это уже делал, мне больше не интересно». Зачастую энтузиазм и энергия молодого кандидата компенсируют отсутствие профессиональных компетенций. Второе важное условие — постоянное самосовершенствование. Недостаточно просто хорошо работать в рамках должностной инструкции. Даже очень опытным сотрудникам и экспертам нужно постоянно расширять свой кругозор, получать новые знания и умения и применять их в своей работе. 2. Развивайте аналитические и коммуникативные навыки Когда я начинала работать, не было интернета, зато были факсы и презентации на «прозрачках» (это слайд с прозрачным фоном, на который наносятся презентации и потом представляются с помощью проектора — прим. ред.). Для поиска и изучения информации требовалось колоссальное время и усилия многих людей. Сейчас существует другая проблема: из огромного потока информации нужно научиться выделять действительно важное. Поэтому на первый план выходят такие качества, как умение приоритизировать задачи, отличать значимое от неважного, способность быстро доносить свою мысль до собеседника. В целом, коммуникативные навыки становятся одними из ключевых. 3. Оставляйте проблемные задачи на потом Когда я работала в МТС, у меня была потрясающая начальница. Я занималась масштабным проектом по внедрению изменений в структуре компании и пыталась учесть все потенциальные риски и заранее подготовить план по работе с ними. У меня был сценарный анализ: план A, B, C. Именно тогда мой руководитель дала мне мудрый совет: «Если проблему долго игнорировать, она сама исчезнет». Понимание этой фразы приходит с опытом. Зачастую мы совершаем много лишних шагов, пытаясь объять необъятное. Нужный навык в любой сфере — и когда ты предприниматель, и когда работаешь в компании, — это умение в определенных ситуациях выждать и ничего не делать. Если начинаешь торопиться, то силы тратятся на решение ненужных задач, а ведь ты мог бы в это время заниматься тем, что действительно требует внимания. 4. Технический бэкграунд для управленца — не залог успеха Для топ-менеджера важны в первую очередь общие управленческие навыки и эмоциональный интеллект. Когда я пришла в Google, кто-то выражал сомнения, сможет ли человек без инженерного образования руководить технологическим бизнесом. Но передо мной прежде всего стояли задачи общего менеджмента, например, построения стратегии и позиционирования компании. Думаю, что менеджеры высшего звена, даже работающие в технологических компаниях, должны прежде всего обладать управленческими компетенциями и мыслить в категориях бизнеса. Не менее важно уметь договариваться — с коллегами, партнерами и даже конкурентами. Технический бекграунд, конечно, — дополнительное преимущество, но это не всегда самое главное. 5. Нужно работать не много, а эффективно Мне очень импонирует подход, который выражен фразой: don’t work hard, work smart. Трудоголики далеко не всегда добиваются хороших результатов. Нужно работать не много, а эффективно. Работая слишком много, вы чрезмерно истощаете свой ресурс и, как следствие, не можете приносить хороших результатов. Кроме того, если у человека совсем нет свободного времени и он постоянно находится в тисках срочных задач, он не сможет подходить к их выполнению творчески. Ведь креативность — это, прежде всего, процесс, основанный на отсутствии конкретной цели и ощущении скуки. Мозг начинает «блуждать» и создавать новое только тогда, когда у человека есть свободное время. 6. Домашние дела тоже нужно делегировать Маленькие дети требуют очень много внимания, их появление существенно меняет привычный распорядок. Я очень быстро поняла, что не могу оставаться эффективной на работе и одновременно продолжать все делать самостоятельно дома. Тогда я стала CEO своей «домашней корпорации», определила, какие процессы нужно оптимизировать и какие функции можно отдать на аутсорс. И еще стала более тщательно планировать. Например, я практически все необходимое покупаю в интернете: и продукты, и детские товары. Это занимает не более 5-10 минут. Замечательный пример, как к домашним обязанностям можно применять бизнес-подход. 7. Рынку нужны те, кто хочет и может измениться Я не согласна с фразой «бизнес, чтобы выжить, должен быть голодным как стартап». Голод для меня — это период лишений, бедности и даже где-то отчаяния. Я не считаю, что от отчаяния создаются прекрасные и востребованные продукты и сервисы, скорее от желания менять мир к лучшему. Но уверена, что руководителю никогда нельзя расслабляться. Нужно помнить, что внешняя среда все время меняется, совершенствуются и информационные технологии. Всегда есть риск потерять ценность на рынке, поэтому руководитель должен иметь желание и возможности себя постоянно «перестраивать» и открывать в себе новое. 8. Детей нужно учить общаться с другими детьми, самостоятельности и... скучать В наших реалиях постоянного использования технологий и доступности, например, айпадов и электронных игрушек, мне важно будет научить своего ребенка общаться с другими детьми, выстраивать отношения в реальном мире. Ориентироваться в виртуальной реальности ребенок и сам научится. Кроме того, детей нужно научить быть самостоятельными, иметь свою собственную точку зрения и ее отстаивать. И, наконец, я мечтаю о том, чтобы мой ребенок всегда чего-то хотел. Для меня это очень важная тема. В эру сверхпотребления часто случается, что дети перестают чем-либо интересоваться. Задача родителей — перестать навязывать детям определенные занятия и дать им возможность поскучать и самим выбрать, что же им интересно. Я планирую именно так настраивать на жизнь своего ребенка. 9. Сотрудники должны уметь распоряжаться своей свободой Google дает людям очень много свободы. Поэтому нам нужны сотрудники, которые умеют этой свободой распоряжаться, которые в таких условиях не теряются, а, наоборот, получают дополнительные мотивацию и вдохновение. Для работы в моей команде я ищу именно таких. Мне легко взаимодействовать с людьми, которые не любят работать в административных рамках и не нуждаются в четких ежедневных инструкциях. Я ценю, когда сотрудники приходят ко мне за советом, за вдохновляющими идеями, а не за конкретными заданиями или решениями. Но это специфика именно Google. Поэтому каждый руководитель должен ориентироваться на то, какие именно задачи ему нужно решить и с какими людьми ему комфортно работать. Как начать карьеру после декрета и войти в совет директоров глобальной корпорации