Зачем наставник сироте? Все детдомовские мечтают о настоящей семье

Любой сирота скажет: жить в детском доме непросто. Здесь и личного пространства нет, и вещи почти общие, а главное - отсутствует семья. И некому рассказать свои секреты: поделишься с одним - узнают все. Ребёнку нужен собственный друг, и нередко им становится наставник-волонтёр. О том, как меняется жизнь ребёнка-сироты, когда у него появляется настоящий друг, рассказывает корреспондент «АиФ-Красноярск». Скажи, кто твой друг Программу наставничества запустил в Красноярске фонд «Счастливые дети» пять лет назад. В ней участвуют четыре детских дома, и за это время 300 сирот обрели друзей. Требования к наставникам очень строгие. Помимо беседы с психологом требуется пройти обучение, которое выдерживают лишь два-три человека из десяти. При составлении пар «наставник-ребёнок» учитываются интересы обеих сторон. Если взрослый начинает вести себя, как родитель, то его не знакомят с малышами. Подобное отношение может травмировать младших. Но бывает и так, что наставник помогает сироте найти новый дом. Свою семью маленький Саша обрёл на Новый год. Этот подарок он получил от своей наставницы Анастасии Кузьминой. Целый год она делилась новостями из жизни мальчика в соцсетях и размещала видеоанкеты на сайтах для приёмных родителей. Новогодние каникулы мальчик провёл со своей приёмной семьёй, а в середине января переехал насовсем. «Я видела, что Саша определённо не детдомовский ребёнок. И мне очень хотелось, чтобы он попал в семью, - рассказывает Анастасия. - Не каждый будет заниматься таким продвижением, но для меня это было важно». Сделать жизнь лучше Про Анастасию Кочерову и её подопечного Рубена говорят, что они друзья не разлей вода. Походы, прогулки, уроки - всё делают вместе. Иногда мальчик даже помогает Анастасии в работе: сопровождает вместе с ней группы туристов в горы и проводит квесты. «Когда я увидела его три года назад, он был активным и улыбчивым. В группе мальчика любили и дети, и воспитатели. Естественно, хулиганил, но защищал младших. Уже тогда мог уболтать любого, сменить тему или уйти от необходимости делать уроки. У него какой-то дар: ведёт разговор так, будто где-то этому специально учился. Мне всегда было с ним интересно. Иногда трудно. Но всё же чаще в его компании я отдыхаю, потому что чувствую его искренность в поведении, общении», - рассказывает Анастасия. Как и любой подросток, Рубен, бывает, срывается: «За что мне всё это?», «Почему я живу в детском доме?» - справиться помогает наставник. «Очередной срыв произошёл накануне Нового года, 31 декабря. Мы долго с ним гуляли, пинали бутылку, взрывали хлопушки. Когда полегчало - стали разговаривать. Вместе пришли к выводу, что жизнь одна. И надо стараться делать её лучше». Взрослению Рубен учится в совместных походах в горы. Там он узнаёт, что значит чувствовать ответственность за себя, своё здоровье, свои вещи. Это на самом деле всегда большая проблема для детей-сирот. Не привыкли они заботиться об этом. Рубен однажды зимой отправился в поход в кроссовках, ибо они классные. Замёрз, конечно. «Никогда больше», - сказал он Анастасии. И уже в следующий раз собирался основательно: синтепоновые штаны, чистые носочки, обувь, рюкзак - всё, как надо. Счастливый случай Наставник маленького Никиты, Сергей Михайлов, стал для мальчика не просто другом, а приёмным отцом. «Как правило, в программу наставничества мы не принимаем кандидатов в приёмные родители, - поясняет куратор программы «Детский дом» Василина Степанова. - Сергей не планировал становиться опекуном, готов был включиться в работу именно в формате общения «наставник-подопечный». Надо сказать, что Сергей действовал безопасно для Никиты: не давал ложных надежд». Общение продолжалось полтора года, но решение стать приёмным родителем Сергей принял значительно раньше. Для мальчишки стало настоящим событием, когда ему разрешили покинуть детдом вместе с Сергеем. «Для ребят, которые там находятся, уже просто погулять за пределами детдома - большая радость. Никита был очень рад оказаться в домашней обстановке, ему было интересно, как всё устроено, попробовать домашнюю еду, самому что-то приготовить. Ему нравится «кулинарничать», - рассказывает Сергей. Новую семью мальчик получил в «подарок» на Новый год. «Оформление шло медленно. Я думал, что это произойдёт на полгода раньше, но всё затянулось. А 28 декабря мне позвонили и сказали, что я могу забрать Никиту домой. И первые наши фотографии - домашние, под ёлкой, с подарками». Сергей признаётся, что для него наставничество стало полезным опытом. «Когда ответственно к этому подходишь, учишься в фонде и сам много читаешь, то приходит понимание, насколько это важно для ребят. Наставников у нас в городе дефицит, и не всех ребят забирают из детских домов быстро. И если у кого-то есть желание, то надо пробовать».

Зачем наставник сироте? Все детдомовские мечтают о настоящей семье
© АиФ Красноярск