Они пишут о том, что нам нужно сегодня
23 мая в Храме Христа Спасителя в рамках Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия патриарх Кирилл впервые вручил писателям Патриарший знак «За вклад в развитие русской литературы». Учреждение Русской Православной Церковью данного почетного знака – это свидетельство того, что Церковь ценит вклад современных писателей в развитие русской словесности. Награды были удостоены: Вячеслав Бондаренко, Василий Дворцов, Константин Скворцов и Михаил Чванов. Это очень достойные писатели, и считаю правильным сказать несколько слов об их литературном творчестве. Ранее я уже отмечал, что каждый человек должен не только сам знать историю своей страны, но и передать знания о своих предках и о своей родине молодому поколению, чтобы и они знали свои корни, помнили о предках, не были «пришельцами» в своей стране. Во время обучения ребята узнают о людях, совершивших подвиги, что-то выдающееся. Но далеко не всегда знают хоть что-то о тех, чей подвиг был «негромким», незаметным. А их подвиги бывают разными, и знать о них полезно. Многие ли знают о герое рассказа Вячеслава Бондаренко «Подвиг с крестом в руке» иеромонахе Антонии (Смирнове)? Он был корабельным священником на минном заградителе «Прут». На таком корабле много мин, при попадании в него снаряда они могут взрываться, и тогда погибнут все люди. Когда «Прут», выполнявший задание, был замечен противником и вражеский корабль приближался, а силы были неравные, капитан принял решение затопить миноносец, чтобы ни судно, ни вооружение не было захвачено. Отец Антоний должен был покинуть корабль одним из первых, но он встал в стороне, чтобы не мешать подготавливать корабль к затоплению, и стал молиться. Ни один вражеский снаряд в «Прут» не попал. Вражеский корабль, видя, что «Прут» тонет, изменил свой курс. «Прут» опускался в воду, не доставшись врагу и не взорвавшись вместе со всей командой. Люди спасены, они оставляли миноносец, но все же в шлюпках не хватало всем мест. Отец Антоний помогал раненым, и когда его позвали в шлюпку, в ней оставалось последнее место. Он уже готов был сесть в нее, но увидел двух плывущих матросов: один был ранен, второй старался его спасти. Отец Антоний отказался от своего места в шлюпке и помогает этим морякам сесть в нее, а сам остается на тонущем корабле. Людям всех возрастов обязательно нужно знать о таких тихих подвигах, и Вячеслав Бондаренко с мастерством высокого уровня рассказывает о них в своих книгах. Василий Дворцов известен как реставратор, художник, публицист и писатель. Он ставит перед читателями острые, злободневные вопросы. Его герои (в художественных произведениях) принимают в жестких условиях современности свои решения. В публицистике Василий Дворцов делится своими мыслями и выводами. Все это – приглашение к разговору и к размышлениям. Художественная литература, публицистика – собеседник. И читателю решать, соглашаться ли или искать свои пути и свою правду, которая может отличаться от авторской. Также хочу отметить потенциал интеллектуального развития читателей, особенно молодых, расширение их кругозора в повести «Кругом царила жизнь и радость». Цитата, выбранная в качестве названия, заставит настоящих читателей отыскать стихотворение, узнать автора (если они пока этого не знали…), проявить интерес к его творчеству и жизни, к тому времени. В Константине Скворцове соединяются таланты поэта и драматурга. Думаю, все знают его стихотворные драмы раннехристианской тематики. Сегодня мне хотелось бы остановиться на лирике Константина Скворцова. Поэт замечает, насколько память наша связана с какими-то вещами, предметами, что дом или другая какая-то вещь, которой долго пользовались люди, имеет свою историю. И тогда это уже не просто вещь, строение, с ними связана значимая часть чьей-то жизни, при взгляде на них становится теплее, к человеку приходят воспоминания, происходящее когда-то как будто переживаешь заново. И если такая вещь или такое здание перестает существовать, кажется, будто с ними ушла часть чего-то невозвратного. Вот как описывает слом старого дома поэт: … Два крана Голубыми цаплями, На двор Сменив зеленый дол, Потресканные стены цапая, Растаскивают Старый дом. Они прогнулись, Как на отмели, Осанку гордую храня. Но злые птицы эти Отняли Не дом, А детство у меня. Поэт тонко чувствует, что в нашем мире должно быть то, что сохраняется из поколения в поколение, несмотря на все коллизии, что в какой-то мере олицетворяет собой зримую связь разных времен, незыблемость основ, того, что трогает всех. Яблоня Ольхой дымит заброшенный погост. Чернеет остров рухнувших ворот. Забитый дом по окна в землю врос. Плетень упал, а яблоня цветет. Ни кур, ни вездесущих воробьев. Все замерло. Земли не роет крот. И матушка, что холила ее, Давно не здесь, а яблоня цветет. На обелиске стерты имена. И поезд скорый, набирая ход, Уносит Русь в иные времена, В беспамятство, а яблоня цветет. Это и напоминание о том, что плоды созидательного труда людей остаются как добрая память о них на годы и десятилетия. Что ничто не проходит бесследно, не исчезает. Особенно доброе. Это воспоминание о том, что здесь когда-то было. И надежда, что оно не ушло в прошлое, исчезло не насовсем и может возродиться. И напоминание о стройной и прекрасной силе нашей природы, которую так часто недооценивают. Михаил Чванов заново открыл сегодняшним читателям, сколько всего сделали для страны, для людей, для нашей культуры люди из разных поколений семьи Аксаковых. «Быль о великом семьянине» следовало бы прочитать всем нашим современникам. Вот как Михаил Чванов пишет об Аксаковых: «Удивительно цельная и совестливая семья, чувствующая обостренную ответственность перед родным народом и у которой мы многому должны учиться! Как много каждый из ее членов сделал для своего народа, для того, чтобы мы помнили о ней, хотя делали они это совсем не ради славы, это было их естественной необходимостью». Михаил Чванов акцентирует внимание на двух важнейших качествах. Совестливость – это то свойство, без которого не может быть человек по-настоящему высоконравственным, порядочным, достойным. Цельность – свойство настоящей семьи. Наше сегодняшнее общество больно разобщенностью, равнодушием. Разобщенность – и это страшно – все больше поражает семьи. Стало модным говорить о «сепарации», о границах, об отделении поколений друг от друга, о том, что у каждого должна быть своя жизнь… И это верный путь к трагедиям. Потому что это разрушение сути семей, которые должны быть школой любви, доброты, внимания, заботы, терпения. О почитании родителей, об уважении старших практически забыли, хамов грех стал настолько «моден», что им уже гордятся как смелостью, с каким-то странным удовольствием публично обвиняя своих родителей во всем, на что только хватило авторского запала… Грустно это. И очень нужным каждому сегодняшнему читателю напоминаем о том, что может и должно быть иначе, звучат слова Михаила Чванова: «Семья Аксаковых… В этой семье никогда не существовало проблемы отцов и детей. У здорового дерева не может быть противоречия между корнями и кроной. В здоровом обществе не может быть проблемы отцов и детей. К сожалению, почти вся отечественная словесность после Аксакова все более и более была посвящена этой печальной проблеме». Может быть, наши современники задумаются над примером очень достойной семьи Аксаковых и над мудрыми словами Михаила Чванова? Пока мы будем искусственно раздувать проблему отцов и детей и способствовать тому, чтобы «ветви» старались отделяться от «корней», наше общее дерево – не только семьи, но и все общество – здоровым не будет. А есть ли будущее у дерева, которое так и не сможет справиться с поразившим его недугом, особенно если этот недуг не лечить, а способствовать его усилению?