Звёзды
Психология
Еда
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота
Гороскопы
Мода

"Национальный бестселлер" — 2019. Кругом русская хтонь

К премии "Национальный бестселлер" невозможно не испытывать симпатии — весь ход ее премиального процесса неизменно отмечен скандалами, но главное усилие за этими скандалами — сделать все по-другому, не так, как у всех. Здесь стараются как можно больше книг номинировать, затем как можно подробнее их описать, не чураясь в рецензиях оскорблений, выяснений отношений или просто превращая рецензии на конкретные книги в отвлеченный разговор о судьбах литературы. И, наконец, финальный аккорд — победителя из авторов книг короткого списка выбирает жюри, причем состоящее из людей известных, но не обязательно близких литературе. И ничего, что в конце концов победителем, несмотря на окольный путь отбора, может оказаться самая очевидная книга — например, "Зимняя дорога" в 2016 году. Важно именно это усилие не выбирать легких путей. Выбор победителя в 2019 году показал, что он может быть самым предсказуемым, но дорога к нему может оказаться неожиданно длинной. "Финист — ясный сокол" изначально казалась самой бестселлерной из книг короткого списка, но её победа была до конца не очевидна.

"Национальный бестселлер" — 2019. Кругом русская хтонь
Фото: ТАССТАСС

В этом году в жюри под председательством главного финансового уполномоченного России попали режиссер , блогер и бывшая комиссарка "Наших" и "Гоблин" Пучков, оказавшийся здесь в последний момент вместо выбывшей певицы Гречки. Певицу Гречку, кстати, жалко — как-то так случилось, что два основных претендента на награду были посвящены детям. Вместо того чтобы выбирать между книгой про детскую любовь и книгу про детское насилие, как, возможно, делала бы на его месте 19-летняя Гречка, Дмитрий Пучков честно признался, что последние 20 лет книг практически не читает и начал их читать благодаря премии, проголосовав в итоге за сборник эссе , потому что они про кино, а кино его кормит. И в общем у столь хитроумно устроенной премии главная проблема оказывается опять в финале: как заставить всех этих разных, не слишком близких литературе людей открыть все эти книги, и шире того — как нам заставить людей не читающих начать читать все эти "бестселлеры", если мы шесть человек жюри убедить читать не можем.

Видео дня

Дети как главные герои

Победа романа Андрея Рубанова "Финист — ясный сокол" — это именно победа очевидного. Но еще интереснее пересечения, которые обнаружились между двумя книгами, набравшими наибольшее количество голосов. Наряду с романом Рубанова второй книгой-фаворитом стала "Калечина-Малечина" . На первый взгляд, книги эти совсем разные: роман Рубанова — сказочное фэнтези, повесть Некрасовой — история про девочку из провинциального города, которую все обижают. И голосовали за них по совсем разным соображениям: Владимир Бортко, например, отдал голос за книгу Рубанова, потому что любит мифы, а Кристина Потупчик проголосовала за Некрасову, потому что надо обращать внимание на проблемы подрастающего поколения. Только романы эти, такие разные, внезапно сходятся сразу в двух местах.

Начать стоило бы с того, что герои обеих книг — дети. Кате, героине "Калечиной-Малечиной", — 11, но и Марье из романа Рубанова, сточившей железные сапоги в поисках любимого, всего-то 15. Впрочем, Рубанов пишет сюжет про детей, а рассказывает про взрослых, потому Марья здесь предстает как неживая, все время глазами кого-то другого, заинтересованного разве что в ее физической привлекательности, а вот маленькая Катя перед нам вполне живая, явлена во всех страданиях душевных. Затем — мир этих детей окружен какой-то непрекращающейся русской хтонью. Причем в мир рубановского романа это вписано органично, ведь роман этот нарочно продолжает долгую, не всегда триумфальную линию славянского фэнтези: тут тебе и Змей Горын, и Баба-яга, и Соловей-разбойник — полный набор. А у Некрасовой кикимора вылезает на спасение главной героини, когда окружающий реализм с его злыми учителями становится совсем уж невозможно терпеть. И все-таки этого у книг не отнять: обе они про детей, на которых наседает русская хтонь и, возможно, спасает их.

Современные реалии

Более того, книги эти объединяет и попытка связать все эти сказочные конструкции с реалиями сегодняшнего дня. У Некрасовой сказка о девочке, которую кикимора спасла, превращается в историю о том, как в наших с вами современных реалиях жизнь обычного провинциального ребенка окружена насилием и выход из него без сказочной помощи найти очень непросто. Но и Рубанов вынимает из рукава свои мифы не просто игры ради, а чтобы поговорить, например, о социальном устройстве своих миров. Недаром рассказчики, а их здесь несколько и все от первого лица, играют в этой истории не меньшую роль, чем герои. Путешествие Марьи за возлюбленным оказывается только фоном к различным сценариям социального неустройства. А это уже настоящая рубановская тема — как деклассированный элемент пытается найти свое место в обществе.

Так что в смысле выявления тенденций этот "Национальный бестселлер" оказался, пожалуй, даже удачнее предыдущих. Наверное, это более-менее очевидно: какой бы текст мы ни читали, мы в конечном счете читаем о себе. Поэтому, например, непобеда других романов была предопределена: например ,"Кадров и кадавров" Михаила Трофименкова о кино ХХ века или книги Александра Етоева "Я буду всегда с тобой" о любви за полярным кругом в 1943-м. Как ни относись к этой литературе, читатель выбирает то, что ближе всего его собственному опыту. Когда книги Рубанова и Некрасовой набрали по два голоса, председатель жюри Юрий Воронин выбрал Рубанова просто потому, что надо было выбирать, а его голос в этом споре был решающим. Но удивительно, что очевидная социальная рифма обоих романов на премии никак не обсуждалась. А ведь выбор шел между двумя книгами, которые одинаково убедительно говорили о социальной неустроенности нашего российского общества, — просто одна делала это через сказочный язык и образы, а победитель очевиднее некуда показал нам современность через сказочный сюжет.