Британская корона показала миру свои русские сокровища: что в закромах?

По сути «Русские сокровища британской короны» — каталог выставки «Россия: королевская семья и Романовы», которая прошла в 2018-м году в Букингемском дворце. Выставка была посвящена истории династических и культурных взаимоотношений России и Великобритании, изложенной языком искусства. Вслед за выставкой историю рассказывает книга. Forbes Life публикует фрагмент главы о русском декоративно-прикладном искусстве, о «Фаберже» и работах Императорского фарфорового завода в собрании Виндзоров авторства Каролины де Гито. Русское декоративное искусство представлено в королевской коллекции всевозможными национальными ремеслами, среди которых резные изделия из камня и металла, мебель, скульптура, фарфор, стеклянная посуда, текстильные и ювелирные изделия. Хотя производство и материалы были российскими, эти предметы нельзя рассматривать как чисто национальное явление, поскольку в имперский период Россия не была изолирована от Европы. На деле западноевропейское влияние во многом определяло национальные устремления — примерно вплоть до конца XIX столетия, когда под влиянием модерна начал развиваться по-настоящему самобытный неорусский стиль. Русское декоративное искусство демонстрирует во многом общую для правящих династий России и Великобритании эстетику. В конце XIX и начале XX века как Николай II, так и Эдуард VII (а позднее и Георг V) жили в довольно скромных, зачастую переполненных интерьерах в викторианском стиле, которые были заставлены предметами, созданными фирмами, пользовавшимися покровительством обеих династий, исполненными в общих традициях. Эти приватные покои разительно отличались от величественных приемных залов с их грандиозным великолепием, которые использовались для торжественных случаев и официальных увеселений. Начало этой эстетике положила усиленная вестернизация Санкт-Петербурга — новой российской столицы, основанной Петром Великим в 1703 году и, начиная с XVIII века, населенной большим числом британских граждан. Среди британских экспатриантов были художники и ремесленники, которые, зачастую воодушевленные покровительством императора, стремились создать собственные фирмы в России. Например, Франц Гарднер, основавший в 1766 году фарфоровую фабрику, а также многочисленные золотых и серебряных дел мастера, многие из которых были поставщиками фирмы «Никольс и Плинке» (Невский проспект, 16), известной также под названием «Английский магазин». Экспорт талантов в противоположном направлении начался только в XX веке, когда в Лондон приехали русские художники и ремесленники, поддерживая тем самым растущий интерес к стилю à la Russe. Одним из наиболее значительных достижений было создание единственного зарубежного филиала фирмы Карла Фаберже в 1903 году. В королевской коллекции нет произведений русского искусства допетровского времени, а немногие работы XVIII века демонстрируют исходное стилистическое влияние северного барокко Германии и Скандинавии. После визита Петра I во Францию в 1717 году в России стал популярным стиль рококо. Образцами, созданными под влиянием этого стиля, служат кофейник и ковш. Екатерина Великая, изображенная на нескольких картинах из коллекции, укрепила отношения между Россией и Францией своей пространной перепиской с французскими философами. Императрица активно покупала продукцию французских мануфактур, в частности Севрской, где в 1778 году был создан знаменитый неоклассический «Сервиз с камеями», дополнительные части для которого были позже изготовлены на Императорском фарфоровом заводе. Среди многих британских архитекторов, художников и мастеров, которым Екатерина покровительствовала, были шотландский архитектор Чарльз Камерон и фирма «Веджвуд», где в 1773 году она заказала знаменитый «Сервиз с зеленой лягушкой». Сын Екатерины, Павел I, и его супруга Мария Федоровна, под именем графа и графини Северных (du Nord) отправились в длительное путешествие по Европе, отбирая и заказывая работы для обустройства своего нового летнего дворца в Павловске. Мария была талантливым художником-любителем, ее руке принадлежит ряд камей с портретами членов императорской семьи. Именно в XIX веке, в годы правления Александра I, Николая I и Александра II произошел наибольший приток произведений декоративного искусства в Королевскую коллекцию, чему также способствовали союзы времен Наполеоновских войн и династические браки. Поездка Александра I в Англию в 1814 году вызвала интерес к русскому искусству. В частности, в дополнение к оформлению праздничного зала Ватерлоо в Виндзорском замке на непродолжительный срок был принят русский стиль одежды. Например, принцесса Шарлотте носила сарафан. Русские произведения, преимущественно в стиле ампир, были приобретены Георгом IV: в 1820-х годах он купил великолепную пару малахитовых канделябров, ему были подарены малахитовая ваза и постамент. После смерти Александра I Георг IV получил от вдовствующей императрицы Марии Федоровны в 1827 году декоративную вазу с постаментом из яшмы, которую он использовал для украшения своих покоев в Виндзорском замке. В 1825 году король прислал императрице роскошно переплетенное издание «Королевских резиденций» Пайна. После Французской революции 1848 года и последовавших за ней войн русская приверженность ко всему французскому снизилась. Поэтому в период царствования Николая I покровительство и активная поддержка императора были направлены на русских художников и ремесленников. После своего официального визита в 1844 году он преподнес королеве Виктории такие примечательные подарки, как монументальная презентационная фарфоровая ваза и стол из самоцветов и позолоченной бронзы. В ответ королева Виктория отправила десертный сервиз «Коулпорт», а также обеденный и десертный сервиз «Минтон». При Николае I началось повальное увлечение неоготическим стилем в Петергофе: так, в 1825 году он поручил шотландскому архитектору и ландшафтному дизайнеру Адаму Менеласу (ок. 1753–1831) создать поместье в английском стиле с дворцом-коттеджем, интерьер которого был бы украшен неоготической мебелью и настенными росписями-обманками с готическими узорами. Влияние международных выставок середины и конца XIX века привлекло внимание британской аудитории к работам русских мастеров, принимавших участие во Всемирных выставках 1851 и 1862 годов. Там впервые стал ощутим настоящий «русский» стиль. Многие из мастеров, чьи работы представлены в коллекции, проходили обучение в Строгановском училище или в Академии Штиглица, где тщательное изучение европейских и древнерусских произведений искусства и орнаментировки сочеталось с верой в возможность создавать оригинальные вещи исключительного качества. Во время одного из своих многочисленных посещений выставки в 1851 году королева Виктория была впечатлена блюдом, ювелирными изделиями и мебелью из малахита. «Мы первыми пошли смотреть российские экспонаты, которые только что прибыли, и они очень хороши: двери, стулья, камин, пианино, а также вазы из малахита, образцы тарелок и некоторые изящные украшения превосходного вкуса». В результате она приобрела монументальную вазу, изготовленную в Демидовских мастерских и пресс-папье. Успех на международных выставках также укрепил веру в отечественные художественные таланты. Художник и искусствовед Федор Григорьевич Солнцев (1801–1892) был руководителем и автором эпохальной работы «Древности Российского государства» (работа велась с 1846 по 1853 г.), в шести томах которой были описаны русские доспехи, оружие, церковная утварь и другие средневековые предметы, находящиеся в Оружейной палате Кремля. Наряду с публикацией Виктора Ивановича Бутовского «История русского арнамента с X по XVI столетие по древним рукописям» в 1870 году, эта работа не могла не оказать глубокого влияния на русских ювелиров, производителей фарфора, стекольщиков и деревообработчиков. В число других русских произведений из королевской коллекции, связанных с национальными или международными выставками, входит редкий набор облицованной соломкой мебели с сочлененными гербами принца Альфреда, герцога Эдинбургского и его супруги Марии Александровны. Он отсылает к неорусскому стилю конца XIX века, ставшему популярным в русской живописи, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в конце 1870-х и в 1880-х годах, особенно в Москве. В этом стиле оформлен интерьер православной часовни, устроенной в Кларенс-хаусе для Марии Александровны, а также очевиден в различных предметах искусства, приобретенных этой парой. Период fin-de-siècle вызвал двойной интерес к стилю ар-нуво, который особенно импонировал императрице Александре Федоровне, между тем как стилистика неоклассицизма и неорококо заметна в работах фирмы «Фаберже», находившейся под покровительством обеих правящих династий вплоть до отречения российского императора в 1917 году. Сенсацию в Лондоне вызвали авангардные спектакли «Русского балета», с которыми в июне 1911 года труппа Сергея Дягилева дебютировала в Королевской опере во время празднования коронации короля Георга V и королевы Марии. После революции король и королева стали приобретать образцы русского декоративного искусства, тесно связанные с династией Романовых. К ним относятся фарфоровые сервизы для императорской семьи и даже казачья униформа, принадлежавшая цесаревичу Алексею. Интерес королевской семьи к русскому декоративному искусству в основном проявлялся в виде поддержки ранних важных выставок в 1935 году и позднее, даже во время холодной войны. В 1989 году Ее Величество королева Елизавета II впервые предоставила произведения искусства из королевской коллекции, принадлежавшие лично Николаю II и Александре Федоровне: два императорских пасхальных яйца, изготовленные фирмой «Фаберже», были временно выставлены в Оружейной палате Московского Кремля.

Британская корона показала миру свои русские сокровища: что в закромах?
© Forbes.ru