Театр без актеров. На Таганке открылась экспериментальная арт-лаборатория «Смещение»

«Уважаемые зрители! Просьба включить ваши мобильные телефоны», — объявила режиссер одного из перформансов. С собой просили взять наушники. Помогли установить приложение, которое считывает квадратные QR-коды. В малом зале театра демонтировали сцену. На ее месте — копна сена, в центре стоит стул, на нем — полная девушка в нижнем белье и колготках. Она молчит. Вокруг разбросаны вещи, которые ей принадлежат. Плащ, ноутбук, книги, фотоаппарат, бокал, тетради. Рядом — штрихкоды. Наводишь сканер — и в наушниках играют истории об этой девушке, рассказанные ею самой, от детских воспоминаний и случаев на работе до сугубо интимных вещей: ее романы, комплексы, смех, плач. Периодически играет музыка. Зрители ходят и слушают. Через час девушка надевает плащ, раскапывает в сене самокат и уезжает на нем из зала. Фото: Александра Сидорова/BFM.ru Что это было и можно ли это назвать театром? Вот что говорят зрители: — Какая-то реальность нашего современного мира, когда ты человека видишь и не видишь. Какое-то полувиртуальное существование. — Что это за жанр? — Мне пришла в голову Марина Абрамович, наверное, это перформанс. * * * — Мы познакомились с девушкой, в какой-то степени узнали ее, а про меня она ничего не знает. Такое одностороннее знакомство произошло. Интересно ходить, сканировать коды. Но я не поняла привязку вещей к девушке. — Можно ли это назвать театром без людей с учетом того, что девушка сидела? — Она здесь выступает как объект. Это было похоже на музей. Сильных эмоций я не испытала. Скорее, это умственная работа. * * * «Такой уровень откровенности, на который не каждый способен. Когда прослушаешь истории, кажется, ты этого человека знаешь лучше, чем иногда себя. Смотреть в глаза перформеру очень приятно. Я не знаю, насколько ей это удобно: она-то нас не знает совсем, и для нее-то как раскрыться неизвестно кому… Раньше я знал, что такое театр. Теперь я считаю, что театр — это событие, которое один человек назвал спектаклем, а другой с ним согласился. Если как минимум два человека считают, что это спектакль, значит, он им и является». На Таганке покажут более 40 экспериментальных работ. Большинство трудно назвать театром в привычном смысле. Организаторы говорят: отказ от актера — попытка проверить, закончится на этом театр или нет. Вот выдержки из анонсов: «ввод зрителей в состояние котиков», «проект представляет собой процесс взаимодействия трех нейронных сетей», «вы попадете в пространство пьесы, сюжет которой построен по математической формуле». Один из «проектов» установили в фойе: стол, на нем три лотка с бумагой. Там фрагменты разных пьес, критических статей, отзывов. Можно почитать и решить: если написанное достойно существования, то проштамповать лист лежащим рядом штампом «Одобрено». Если написанное не понравилось, листок можно уничтожить в шредере. Фото: Александра Сидорова/BFM.ru Все это — эксперименты непрофессиональных, в основном молодых режиссеров. Заявки отправляли люди разных профессий: юрист, архитектор, педагоги. Лучшие проекты отбирал критик и режиссер Виктор Вилисов. Ощущение, что ни в одном из прогрессивных театров эта лаборатория не могла появиться, говорит он: — У театра, в котором мы находимся сейчас, есть определенная история и определенное текущее положение, про которое мы все понимаем разные вещи. Вижу, что интересуются люди, которые в театр не ходят, которые абсолютно вне контекста. — Это позиционируется как театр без актеров. Но на перформансе была девушка. — Мне показалось, что нет ничего интересней, чем нарушать правила, которые ты же зарегламентировал. Но во всех следующих работах людей не будет. Билеты на проекты лаборатории покупать не нужно. Все показываемое — эксперименты, за просмотр которых театр не рискнул брать деньги. Чтобы попасть, достаточно зарегистрироваться на сайте проекта. Эксперименты на Таганке продолжатся до 2 июня.

Театр без актеров. На Таганке открылась экспериментальная арт-лаборатория «Смещение»
© BFM.RU