Русская сансара и танцы на стеклах в Воронежском театре драмы

Молодая мама Алевтина (Ирина Сорокина) во всем видит опасности и беспрестанно отрезвляет собеседников страшными историями, которые находятся у нее на любой случай, ей не хватает внимания и деятельности, и она пытается самореализоваться за счет образа заботливой матери и патриотки. Скучающий кинокритик Филипп (Роман Слатвинский), любитель всего иностранного, пишет ядовитые рецензии, обесценивая заслуги других, ощущает себя неудачником и мучается от чувства нереализованности. Пессимистичная Элла (Анна Кикас) страдает от одиночества, неприятия себя и мира, постоянно повторяет, как ей хочется умереть, боится бессмысленного существования, но ничего не делает для того, чтобы наполнить смыслом собственную жизнь. Пожилой добродушный литератор Василий (Вячеслав Зайцев) потерял семью и, уходя в виртуальную реальность, эзотерику и мистику, пытается избавиться от боли и придать новые смыслы своей жизни, он находит отдушину в своей собаке, которая незримо присутствует и «участвует» в беседе. Фото: Валерий Драбов Это разные типажи, но вместе с тем герои отражают те общие страхи и комплексы, развитию которых способствуют соцсети: разрушительное одиночество, сравнение себя с другими и возникающие вместе с этим зависть и ощущение собственной ничтожности, замещение реальной жизни виртуальной, эскапизм. Каждый из персонажей имеет набор фраз, которые постоянно повторяются, слегка варьируясь. Герои в буквальном смысле ходят по кругу, и, попадая в ловушку социальных сетей, не могут вырваться из своеобразной интернет-версии колеса Сансары. Пустые разговоры, бессмысленное времяпрепровождение, иллюзия деятельности, общения, жизни. Выйти из замкнутого круга, просто удалив свой профиль на Фейсбуке, не получается, потому Василий решается на отчаянный шаг – уйти из жизни. Фото: Валерий Драбов Эскиз «С училища» в постановке Жени Саргиной по пьесе Андрея Иванова погружает в среду низкого социального статуса и поэтизирует гоп-культуру. Грубые речь и поведение, ограниченность и необразованность доводятся до крайности, автор иронизирует над героями и реалиями быта. Но по мере развития сюжета поводов для смеха становится все меньше, а история и вовсе завершается трагедией. На протяжении всей пьесы герои жадно ищут лучшей жизни, но не понимают, как этого добиться, поэтому их способы достижения счастья приобретают чудовищные формы: они готовы поспорить на человека, унизить, избить, обозвать, запугать, обмануть, убить. Не способные на здоровые, созидательные отношения, они живут и проявляют чувства, как умеют. Так, Танька (Мария Щербакова) и ее отец Егор (Артур Платов) общаются резко и злобно и все же, ругаясь, оскорбляя друг друга, они по-своему выражают заботу. Героиня терроризирует своей любовью «того самого», Сережу (Егор Козаченко). Костя (Дамир Миркамилов) любит Таньку, но готов убить из ревности и от неумения справиться со своими чувствами, он плачет, но все же душит объект своей страсти. Фото: Валерий Драбов Однако не стоит думать, что извращенные отношения свойственны лишь малообразованным и грубым персонажам. Сережа представляется в начале интеллигентом, чуждым пошлости, человеком нравственным, отчаянно стремящимся вырваться из той среды, в которой он существует и которую ненавидит всем сердцем. В итоге благородный преподаватель философии оказывается способным утопить парня-дауна за непохожесть и проявление доброты и тепла, поспорить на Таньку ради материального благополучия, подтолкнуть к убийству Костю, чтобы избавиться от навязчивой любви. Фото: Валерий Драбов И все же все то зло, что совершают герои, происходят от несчастья и отсутствия привычки жить хорошо. «Это пьеса про очень добрых людей, но они фатально несчастны, – отмечает куратор проекта СИТО, режиссер Никита Рак, – это состояние перманентного отчаяния, которое Андрей Звягинцев сформулировал как «нелюбовь». Бесконечное отсутствие счастья поглощает всю доброту в какой-то момент». Потому жизнь персонажей напоминает «танцы на стеклах» (как в песне Максима Фадеева), которые музыкальной темой проходят через весь спектакль. Фото: Валерий Драбов

Русская сансара и танцы на стеклах в Воронежском театре драмы
© Ревизор.ru