Войти в почту

Странно, когда город не замечает своих авторов

Омская писательница и драматург Серафима Орлова рассказала «ПульсLive» о том, в каком состоянии рождаются гениальные произведения и как появился спектакль «Про город». Серафима, где вы родились? Когда обнаружили в себе талант писателя? Я коренная омичка, закончила факультет филологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. К писательству пришла в 10 классе, когда попала под машину, из-за чего год пролежала в больнице. Тогда я прочла все книги, которые приносили близкие. Однажды учительница предложила написать сочинение на свободную тему, а у меня родилась первая глава повести. Так и начала писать. Я знаю, что вы из творческой семьи, решили пойти по стопам? Да, у меня театральная семья: бабушка и дедушка – актеры, мама – тоже, а сестра – театральный художник. Но я еще в 4 года решила, что не пойду по этой стезе. Просто насмотрелась на оборотную сторону этой жизни. Как-то маме 4 месяца не платили зарплату. Помню, в то лето у нас уродились кабачки, благодаря им мы и выжили. Это сложная профессия, на алтарь которой нужно положить всего себя. Когда поняли, что хотите заниматься драматургией? В 2012 году я написала небольшую повесть и попала с ней на литературный семинар Союза писателей Москвы. Там мне сказали, что я написала не прозу, а скорее пьесу, и предложили попробовать себя в драматургии. С 2013 года я участвовала в драматургических конкурсах, где-то побеждала, где-то – нет. Первая моя пьеса стала победителем на конкурсе «В поисках новой пьесы». Я прошла в финал, потом была даже читка в Москве. Всего у меня около 8 пьес, почти все в публичном доступе, только последняя «Про город» - нет, ее можно посмотреть только в «Пятом театре». В каком состоянии легче писать – в спокойствии или когда бурлят эмоции? У меня есть теория о том, что хорошие пьесы рождаются из больших предательств, а глубокая проза - от большой тоски. Неважно, предал ли ты или тебя – это всегда что-то сильное. У меня это обычно связано с личными отношениями, либо уходом с работы. Драматургия долго копится в голове, хотя пьеса появляется практически сразу, за 2-3 дня. Это - выплеск! А прозаик – человек с «устойчивой попой», который каждое утро садится за стол и пишет, вытаскивает, что у него внутри крутится. То есть писатель должен быть грустным? Нет, нужен толчок. Это может быть и позитивное чувство: сильная любовь, удача, радость. Просто это случается с нами реже, чаще мы садимся за перо из-за негативных потрясений. Зачастую счастливый человек ничего не хочет делать. Хотя бывает, что творческая идея появляется как-раз от счастья. У каждого этот «рубильник» срабатывает по-своему. Легко ли омским авторам куда-то пробиться? Любой путь сложен. Главное, нужно входить в профессиональную среду. Автор, который не читает своих современников, не интересуется их работами и вообще сидит на месте - ничего не добьется. Необходимо участвовать в литературных конкурсах, ездить на фестивали. Тогда ваше имя прозвучит и вас заметят издатели. Конечно, автора сначала будут критиковать, учить, без этого не обойтись. Но рано или поздно он найдет своего читателя. У меня так и вышло: конкурсы, конкурсы, победа, победа, раз – и книжка. У нас в городе, на самом деле, много талантливых ребят: музыкантов, поэтов, даже драматургов, у всех есть шанс. Главное – не лениться. Вы говорите, что в Омске есть талантливые драматурги? Почему местные театры не часто заказывают вам пьесы? Да, странно, когда театральный город не замечает своих авторов. Я уже говорила, что сейчас современные драматурги театру не нужны: хватает мертвых. Живым, во-первых, надо платить. Во-вторых, они проблемные, потому что пишут про сегодняшний день. А эта тема, которую в традиционном театре предпочитают избегать. Публика во многом тоже традиционная, берегут ее восприятие. Кроме того, театры не могут жить без государственных дотаций, и никому не хочется кусать кормящую руку. Не дай бог мы, драматурги, что-то не так скажем, возьмем да и раскритикуем власть – это страшно. Но есть храбрые театры, которые хотят чего-то нового. У нас в городе они тоже есть. Мешает ли вам самокритика? Да, 90% моих идей из-за неуверенности вообще не доходят до бумаги. Пару дней замысел тебе нравится, а потом - отправляется в корзину. Мы сами себе – худшие критики. Поэтому, когда начинаешь писать, не надо перечитывать без конца свой опус. Лучше это сделать не раньше, чем написано слово «Конец». Лучше, вставая утром и открывая Word, напечатать: «Я пишу бред». А потом писать все, что планировали, успокоившись тем, что это бред. Самое трудное автору с высоким уровнем самокритики – позволить себе писать плохо. Сказать: «Вот сегодня я обнаглею, буду изливать всякие гадости и просто оторвусь». Если подойти к процессу с такой позиции, то может получиться хороший черновик. Или вы хотя бы поймете, куда двигаться. Расскажите о своем последнем спектакле «Про город». Как его приняла публика? «Пятый театр» предложил мне написать пьесу об Омске. Это, кстати, первый раз, когда моя работа ставится на профессиональной сцене, до этого только на любительской. Но текст к ней создавался в сотворчестве с режиссёром, художественным руководителем театра и всей труппой. Мы попробовали раскрыть подсознание города, включили в спектакль известные мифы об Омске, шутки и мемы, где-то возразили им, а где-то поддержали. Многим может показаться, что мы ругаем город и просто смеемся над ним, но это не так. Как раз из-за любви и беспокойства за будущее Омска мы и создали пьесу «Про город». Серафима, у вас есть хобби? На самом деле мне всегда было стыдно, что у меня нет никакого хобби: все время занимало писательство. Но с недавних пор стала заставлять себя отдыхать - смотрю ролики в YouTube, играю в компьютерные игры. Я даже почувствовала себя настоящим подростком, обнаружила для себя много интересного. К тому же молодое поколение изъясняется на своем языке. Планируете ли уезжать из Омска? Я хочу уехать, чтобы учиться. Если бы в Омске было качественное образование в сфере кино, лично мне уезжать было бы никуда не нужно. Но кинообразование в России редкий зверь. После обучения рассчитываю вернуться обратно. Или хотя бы приезжать надолго. Автор: Мария Исаева Фото: из личного архива Серафимы Орловой