Чем русские феминистки шокируют своих заграничных «коллег»
Феминизм – движение за равные права мужчин и женщин. Начиналось оно в конце XVIII века. Вопрос о равноправии полов впервые был поставлен во время Французской революции. Однако массово движение феминисток заявило о себе в Соединенных Штатах и Европе лишь в середине XIX века. Когда США и Европу феминизм уже захлестнул, в России об этом многие даже и подумать не могли. Хотя, справедливости ради, нельзя не упомянуть имя Марии Трубниковой, которая в это время добилась права женщин на высшее образование и практически первой из российских женщин надела брюки. Но вот что удивительно: право участвовать в выборах российские женщины получили после революции 1917 года, а в Европе на избирательные участки, к примеру, итальянки и француженки были допущены лишь спустя четверть века. А получать высшее образование наравне с мужчинами европейки получили лишь в начале ХХ века. Не все знают, но еще в начале 60-х годов прошлого века замужние женщины Западной Европы должны были при устройстве на работу получить письменное разрешение мужа. Такой же документ требовался при открытии счета в банке или аренде жилья. В Германии это правило действовало до 1977 (!) года. Для женщин СССР уже тогда это было дикостью. Не удивительно поэтому, что феминизм в Европе развивался намного активнее: было что отстаивать, хотя бы де-юре. А де-факто – и в Западной и в Восточной Европе женщина оставалась по-прежнему «вторым полом». Именно так назвала свою книгу Симона де Бовуар, известная французская писательница и философ. Она исследовала мифологию, фольклор, психологию и философию общества, которые складывались столетиями, и пришла к выводу, что вторичная роль женщины буквально «сидит» в генах общества. Но самое ужасное, что женщины сами часто согласны с такой ролью. С выходом в свет в 1949 году этой книги феминистское движение обрело второе дыхание, породив массу течений. К нашему времени число женских движений за свои права выросло многократно. К феминисткам себя причисляют и те, кто борется с расизмом, и те, кто выступает за права секс-меньшинств, и многие другие. Наиболее радикальные западные течения готовы вообще отрицать роль мужчины. К примеру, сепаратистский феминизм выступает за физическое, психологическое, эмоциональное и духовное отделение от мужчин. Приверженки этого направления выступают против гетеросексуальных отношений, считая их пережитком патриархата. Они также против рабочих и личных отношений с противоположным полом. Россиянки в большинстве своем в такие крайности не впадают. Но феминистских течений здесь не меньше. А в наше время интернета каждый блогер женского пола, объявивший себя феминисткой, может свободно выражать свои «взгляды» на это движение. Например, Бела Рапопорт практически потребовала от одной из косметических компаний дать ей бесплатно набор своей продукции для тестирования и рекламы. Получив отказ, дама устроила на просторах всемирной паутины целую войну, объявив своими личными и врагами феминизма не только саму компанию, но и всех тех, кто попытался даже намекнуть на то, что Беле никто ничем не обязан. Западные «коллеги» Белы, мягко говоря, удивлены таким поведением: на Западе никто, кем бы он ни был, не может диктовать компании, каким образом рекламировать свою продукцию и кого при этом использовать. А главное, совсем непонятно, какое отношение это имеет к феминизму. Но это, можно сказать, частный случай. Западных феминисток несколько шокирует тот факт, что называющие себя феминистками российские женщины возмущены, когда мужчина при свидании не платит за них в ресторане. В данном случае европейские, впрочем, как и американские феминистки рассуждают так: мужчина за тебя платит, значит, «покупает» тебя. По принципу: кто платит, тот и музыку заказывает. То есть, таким образом он заявляет на женщину права, ставит ее в позицию подчинения. А против этого как раз и выступают феминистки. Для них предложение мужчины заплатить за них – в кино, ресторане, театре – звучит как оскорбление.