Бизнесмены скидываются на сыр

Группа компаний «Лосево», принадлежащая Наилю Беглову и Александру Мауреру, скорректировала планы по строительству нового производства за 500 млн рублей в Выборгском районе Ленобласти. Компания рассчитывала закончить строительство к началу 2019-го. Но к настоящему моменту завершено только проектирование, пояснили «Метагазете» в компании. «Мы занимаемся исследованием рынка для актуализации текущей ситуации по спросу и возможностям сбыта. В итоге будут определены точный объемы и ассортимент, который мы начнем выпускать», — пояснил представитель «Лосево». Производство сыра будет запущено в 2020 году, надеется Олег Малащенко, глава комитета по АПК Ленобласти. Объемы производства «Лосево» составят 2 тысячи тонн молодых сыров в год. У «Лосево» уже есть сырный цех, выпускающий 150 кг сыра в сутки — его мощность может быть увеличена до 250 кг сыра в сутки (до запуска нового производства). В 2019 году к ассортименту твердых и полутвердых молодых сыров компания добавила буррата, страчателла, качотта с трюфелем и качотта с розовым перцем. Вся продукция реализуется в фирменной розничной сети «Лосево». Итальянский вкус Итальянский предприниматель Джанфранко Лаино, владеющий компанией ООО «Сорренто СПб», также намерен увеличить производство сыров почти в три раза. «На данный момент мы выпускаем 1,5 тонны готовой продукции в неделю. В следующем годы мы планируем увеличить производство до 600 кг в день», — рассказал бизнесмен. Он не стал раскрывать объем инвестиций. По оценке других сыроваров, только на покупку оборудования Джанфранко может потратить не менее 12 млн рублей. О планах по расширению объявляли и другие компании. Например, еще одно предприятие с итальянскими учредителями Антонио Элефанте и Микельанджело Ди Филиппо — ЗАО «Микельанджело» — увеличит производство в 3 раза, с 400 тонн до 1,2 тысячи тонн в год. На расширение владельцы потратят 200 млн рублей. Молочный завод «Галактика», который участники рынка связывают с бизнесменом Максимом Ивановым, объявлял о запуске линии по выпуску моцареллы и рикотты объемом до 300 тонн в месяц. В проект вложат 400 млн рублей. О возможном открытии нового производства рассказал Сергей Остапов, сооснователь КФХ «Ферма–сыроварня «Деревня». Предприниматель договорился о поставках своей продукции в сети гипермаркетов «Лента» и Prisma. Он допускает, что сыроварня может не справиться со спросом. «У нас есть завод, но мощности ограничены. Нам нужно элементарно увеличить запасы продукции», — объясняет он. В случае большого интереса со стороны покупателей Остапов сможет создать новый цех за 4 месяца, а вложения составят 10-12 млн рублей. Это позволит нарастить объем переработанного молока с 2 тонн до 4-5 тонн в день. Следует понимать, что на изготовление 1 кг сыра нужно примерно 10 литров молока. Ретейлеры беруться за сыр В «Ленте» сообщили, что ищут возможности расширить ассортимент сыров за счет продукции фермерских хозяйств Ленобласти. «Сегодня мы сотрудничаем с четырьмя поставщиками сыра в Петербурге, а в 2019 году начали работать с одним фермерским хозяйством», — рассказали в «Ленте». В 2018 году по сравнению с 2017 годом продажи сыра показали положительную динамику — в пределах 10%, отмечают ретейлеры. Рост продаж держался на том же уровне и в первом квартале 2019-го — в основном за счет расширения ассортимента востребованными позициями (твердые сыры, сыры с плесенью, творожные сыры, сыры с добавками, моцарелла, фета и маасдам), рассказали в «Ленте». Сырные ларьки Не все сыровары рассчитывают на сетевиков. Свою розницу активно развивает «Тригорская ферма», которая специализируется на производстве молока и кисломолочной продукции. В том числе компания выпускает три сорта мягких сыров и один полутвердый в поселке Солнечное Приозерского района. Предприятие открыло два фирменных магазина в Петербурге и Ленобласти. В марте один из них начал работу в ТРК «Монпансье», а третий откроется в июне в Приозерске. «В этом году мы откроем еще три точки, будем арендовать около 15 м2 в магазинах «Магнит», — рассказал заместитель директора «Тригорской фермы» Ярослав Коваленко. Открытие одного магазина обходится компании в 400 тысяч рублей. В ОАО «Лужский молочный комбинат» также сообщили, что компания ведет переговоры по открытию фирменных ларьков в Петербурге. В Лужском районе работает уже семь таких торговых точек. Стоимость открытия одного киоска составляет 60–100 тысяч рублей. Нужен дешевый сыр После введения продуктового эмбарго в 2014 году Петербург и Ленобласть пережили сырный бум — предприниматели открывали небольшие сыроварни. Вскоре тренд подхватили рестораторы, и в городе появилось несколько крупных заведений со специализацией на сыре. В их числе оказались «Сыроварня» Аркадия Новикова, главы Novikov Group, Fromage и «Сырник», который в 2019 году сменил концепцию и название на Mona. Некоторые производители признаются, что переоценили потребительский интерес к сырам. В основном покупатели выбирают дешевые сыры (до 800 рублей за кило), а продукция со средним ценников практически не продается (800-1600 рублей), сетует Николай Митчин, совладелец Василеостровской сыроварни. Компания выпускает шесть сортов твердых сыров (один из них из козьего молока) и сотрудничает практически со всеми федеральными торговыми сетями — «Лентой», Х5, «Окей», «Азбукой вкуса». «Мы пока не планируем расширятся из-за низкого спроса. Мы бы только рады увеличить производство и расширять линейку продукции», — отмечает бизнесмен. Производственная мощность Василеостровской сыроварни — 10 тонн в месяц, но загруженность меньше, отмечает Митчин, не раскрывая объем производства. Дефицит молока и дилетанты Все производители сыров, сырных продуктов и творога Ленобласти произвели за 2018 год 1,6 тысячи тонн продукции, что на 17,4% ниже уровня 2017 года, подсчитал Петростат. В Петербурге производство сократилось на 2%, до 8 тысяч тонн. «Сокращение производства связано с дефицитом сырья. Все молоко забирают крупные компании, которые работают в области. Они в основном производят кисломолочную продукцию, например, йогурты, кефиры и прочие — все кроме сыров. При этом мелкие поставщики еще не нарастили объемы», — объясняет Николай Митчин. Джанфранко Лаино видит причину в перенасыщенности сырного рынка неопытными производителями: «Я считаю, многие, кто начал заниматься сыром после продуктового эмбарго в 2015 году — непрофессионалы. Соответственно, когда они столкнулись с проблемами, они не смогли остаться на рынке. Остаются те, кто смог освоить это дело. Многие думают, что заниматься производством сыра — это очень просто, но это не так». Потребление сыров и сырных продуктов в регионе с учетом Петербурга достигает 50 тысяч тонн в год, отмечал председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу региона Олег Малащенко. Свыроделы Петербурга и Ленобласти удовлетворяет потребность города всего на 16%.

Бизнесмены скидываются на сыр
© МетаГазета