Защищалась от своих бед одиночеством. Вспоминая Элину Быстрицкую
29 апреля Элина Быстрицкая, прославившаяся после исполнения роли Аксиньи в «Тихом Доне», была похоронена на Новодевичьем кладбище. Актрисе был 91 год. О любви – Убеждена: не следует говорить в адрес любви, даже если она давно ушла, нехорошие слова. От этого прошлое не изменится. А твое собственное будущее может осложниться. Не понимаю тех, кто не умеет достойно расстаться, посылает вслед тому, кого любил, скверные слова... * * * – Не стоит путать любовь с любвеобильностью. Говоря о любви, я имею в виду именно любовь, а не увлечение. Настоящая любовь – это то, что без остатка заполняет человека и не дает ему возможности жить так, как он жил раньше. Я не говорю о сексуальных потребностях, а имею в виду сильное чувство, которое движет человеком, определяет его жизнь. Об одиночестве – Мне ближе мудрость Омара Хайяма: «Уж лучше будь один, чем вместе с кем попало». * * * – Когда мне бывало особенно тяжело, я защищалась от своих бед... одиночеством. В моей жизни был период, когда я однажды просидела десять часов под дождем в лодке, решая, как мне дальше жить. Впрочем, разве это одиночество? Это передышка перед очередным рывком в жизни, состояние, когда ты остаешься наедине с собой и Богом. Актриса, не познавшая любовь и горькое одиночество, никогда не будет искренней на сцене. О таланте – Никогда не могла определить, что талант, а что труд. Я не могла этого понять ни у себя, ни у других. Я думаю, что талант без труда пропадает, труд без таланта – никчемен. Характер формируется независимо от нашего желания, он формируется благодаря жизненным преградам, которые приходится преодолевать, обстоятельствам. Характер формируется через жизнь. Об интригах коллег – Приглашение выдающегося режиссера Юрия Александровича Завадского (тогдашнего худ-рука Театра Моссовета. – Ред.) обещало заманчивые перспективы. Однажды на берегу Днепра мы отмечали свадьбу моей подруги и встретили выпускников предыдущего курса. Надо сказать, я не скрывала своего ликования по поводу того, что окажусь в столице, но кто-то из них меня «пожалел»: «Що ж ты, несчастна, будешь там робыть?» «Що буду робыть? Роли буду грать», – сказала я гордо. И поехала отдыхать к родителям в Вильнюс. Но из Москвы вместо вызова получила... отказ. О том, что произошло, я узнала только в 56-м во время съемок «Тихого Дона». Борис Новиков, который был артистом этого театра, на мой вопрос, не знает ли он, что тогда случилось, ответил: «Знаю. Весь худсовет знает». Оказалось, что в театр пришло около двадцати анонимок. Это как раз поработали те самые старшекурсники, которые так язвительно мне сочувствовали. И ведь знали, что кому написать! Сообщили, будто я хвастала, что стану любовницей главного режиссера... О ревности Мордюковой – Я хорошо помню, как после первого общественного просмотра фильма она (Нонна Мордюкова, мечтавшая сыграть Аксинью. – Ред.) подошла и сказала мне: «А ты все-таки сыграла, проклятая!» О чести и достоинстве – Я просто живу по правилам, которые были у нас в семье. Стараюсь не мешать окружающим. Но не допускаю, чтобы и мне мешали. Ради того, чтобы соблюсти честь, могу отказаться и отказывалась от многого. Выше достоинства для меня привилегий нет. Ни деньги, ни благополучие меня не остановят, если я считаю, что задет вопрос чести. * * * – Знаете, есть такой диалог: «А откуда вы берете деньги?» – «Из тумбочки». Так и я силы беру в тумбочке. У себя беру. Где их еще брать?.. Единственное, что нельзя делать – добиваться своего за чужой счет. Этого Бог не прощает. О смысле жизни – Счастье – это утром встала: есть работа, дом, забота. Есть смысл жизненный – значит, это счастье. * * * Материал вышел в издании «Собеседник+» №05-2019 под заголовком «Первая красавица советского кино».