Николай Власенко: Всегда можно монетизировать то, что нравится
Монетизация идей, поиск своего места на рынке, развитие предпринимательской среды региона и цинизм бизнеса. Об этом сооснователь сети "Виктория", экс-сенатор Калининградской области в СФ и руководитель международного хедж-фонда Николай Власенко рассказал в интервью "Клопс". — Если говорить о времени до бизнеса, как вы заработали свои первые деньги? — Это было в детстве, в Янтарном мы жили. Собирал и мыл бутылки. У нас было старое немецкое кладбище, на которое все ходили выпивать. Мы его называли "Ресторан три креста". И ходишь потом, собираешь бутылки, моешь и сдаёшь. Но это нечасто было. Ящики разбивали и ремонтировали всё там же — на пункте приёма стеклотары. Он в Янтарном был в центре посёлка. Такой источник неформальных денег. Потом стройотряд, далее шесть лет ходил в море. То есть никаких предпринимательских навыков и предпосылок у меня не было. Никогда ничего не покупал и не перепродавал. Мне всегда казалось это не романтической профессией. Я считал, что в морях наши дороги, что всю жизнь буду работать на какие-то структуры. Море, романтика, всё было красиво. Но так сложились обстоятельства, что в 90-е годы ты оказываешься без дела и приходится по ночам таксовать, чтобы зарабатывать для семьи. И вдруг занялся бизнесом. В какой-то момент втянулся, и мне очень понравилось. Но если бы не было внешнего фактора, никогда бы не пришёл к этому. Так бы и жил, не зная, что, оказывается, предприниматель в душе. Если кто-то задумывается на эту тему, мой совет — взять и попробовать. Но не втягиваться в большие инвестиции. Пробовать надо на своих деньгах и небольшие проекты. — При расширении бизнеса и найме персонала важно всё держать под личным контролем или можно делегировать часть полномочий? — Из личного опыта я понял, что никто тебе деньги не заработает. Реально. Нет такого, что ты нанял менеджера, а сам уехал на полгода отдыхать. Если найдёшь такого человека, то он будет не тебе деньги зарабатывать, а сам откроет своё дело. Всегда надо понимать, что ключевые решения по развитию бизнеса и по заработку принимаешь только ты и только ты несёшь за них ответственность. Поэтому и менеджеров подбираешь только на часть своих функций. Делегировать можно только то, в чём сам разбираешься. Я всегда доверял менеджерам, с которыми работал. По природе я демократ, поэтому с удовольствием людей слушал, учитывал их мнение. Может быть, мы были не совсем компанией с чёткой иерархией и KPI. Очень важно видеть суть компании, её людей. Нужна самая простая оценка человека — он может дать кровь компании или нет. Есть много правил менеджмента, и у них всегда есть исключения. У нас работал человек, который пил, воровал и два раза уходил из компании. Но мы его назад брали. Потому что он приносил компании хорошие деньги. В такие моменты забываешь уроки менеджмента. "Калининградские бизнесмены очень начитанны" — Когда решаешь заниматься бизнесом, в какую сторону стоит смотреть? На ваш взгляд, какие проекты сегодня необходимы региону? Есть ли свободные ниши? — Надо заниматься тем, что нравится. Всегда можно монетизировать то, что нравится. Любишь преподавать — создавай школы, новые направления. Лечить — создай клинику. Если более сложная ниша или высокий входной барьер, меньше конкуренции, куда легко зайти — народа много, к этому надо быть готовым. Но если мы говорим о начале бизнеса, всегда лучше что-то вроде сервиса и торговли. А если ты учёный и есть какие-то патенты уникальные, стоит смотреть в сторону производства. Я делаю то, к чему лежит душа. — Насколько, по вашей оценке, активна бизнес-среда области сегодня? — Мне нравятся калининградские бизнесмены в интеллектуальном плане. Они очень много слушают, очень начитанны, встречаются с различными личностями и черпают у них знания. С точки зрения образовательной инфраструктуры калининградцам грех жаловаться. Да, не как в Москве, но очень насыщенно. И вообще бизнес-культура здесь хорошая сформировалась. В Калининграде не считается зазорным прийти на бизнес-лекции или семинары владельцам от самых маленьких до самых крупных компаний, директоров стартапов и управляющих серьёзными холдингами. — Из своего опыта, какие книги или тренинги вы могли бы порекомендовать для тех, кто начинает свой путь в бизнесе? — Всё зависит от того, где у тебя слабое место. Если строишь организационную структуру компании — читаешь книги на эту тему. Хочешь широкое образование получить — тогда эффективнее MBA, потому что за два года можешь получить образование по всему функциональному ряду задач, которые стоят перед бизнесом. Универсального учебника, который даст ответы на все вопросы, нет. Например, у Кондратьева в книге "Семь нот менеджмента" описано семь функциональных сфер, с которыми сталкивается предприниматель. Я сейчас Нассима Талеба люблю и его "Чёрный лебедь" и "Антихрупкость", интересно пишет Эдвард Торп, экономист и финансист, который разрабатывал математические модели выигрыша в карты. Получив в своё время образование и поняв некоторые сферы, сейчас клюёшь на новинки, связанные с парадоксальными и необычными вещами в бизнесе. Но читать надо регулярно. И ещё лучше — посещать семинары авторов. Здесь есть и обратная сторона. Сейчас многие делают из этого шоу. Всё что угодно, но только не образовательную лекцию. Такие вещи бестолковые. Это как музеи: когда ты идёшь в Лувр, ты запомнишь только одну картину — "Мону Лизу", а когда ты идёшь в музей одного автора, более-менее понимаешь всё его творчество. "Бизнес циничен, но надо оставаться человеком" — Сегодня предпринимателям в регионе комфортно? Улучшились ли условия ведения бизнеса за последнее время? — Для индивидуума лучшие или худшие условия в ведении бизнеса — это больше или меньше конкурентов. Мне нравится высказывание: предприниматели как тараканы — если их тапкой не бить, то они размножаются очень сильно. У нас есть льготы, но они компенсируют сложные условия в ведении бизнеса. Наверно, нам бизнес тяжелее вести, потому что масштаб маленький самого Калининграда — миллион. Чтобы выйти за пределы области, ты должен набрать определённый жирок. Бизнесу сложно накопить ресурсы в ограниченном регионе, поэтому у нас со всеми нашими льготами по сравнению с другими регионами России в целом чуть-чуть похуже. — Есть ли совет, который сегодня вы бы дали себе в тот момент, когда начинали заниматься бизнесом? — Может быть, помягче стать в каких-то вещах. Была история много лет назад. Так получилось, мы официально участок земли получили. Но у него был предыдущий владелец. Он просил компенсацию, а мы ему в ответ: какие деньги, по документам всё наше. Он затаил обиду вплоть до того, что даже чуть ли не бандитов на нас заказывал. Мы тогда с вооружённой охраной ходили. Лет 15 спустя встретились, он мне сказал: извини, давай забудем. Было так приятно, что он это сказал, потому что эта ситуация подкорябывала внутри. Если юридически мы ему ничего не были должны, то по-человечески стоило как-то рассчитаться. И он снял с меня эту тяжесть. У каждого должен быть кодекс своих законов, которые ты не нарушишь никогда. Иначе ты теряешь свою ценность. — И каков ваш внутренний кодекс? — Один из тезисов: нет такой цели, которой надо было бы добиваться любой ценой. Да, бизнес циничен. Но надо оставаться человеком. "Иногда очень помогает загнать себя в прокрустово ложе регламента" — Это один из минусов, когда у тебя максимальная степень свободы, когда ты сам формируешь свой график. Ты одинок в том плане, что никто не похвалит. В какие-то моменты завидуешь военным: какой кайф, когда тебе говорят, куда маршировать. Насколько проще была бы жизнь, когда все задачи — выполнять приказы. У бизнесмена такого нет. Он сидит у себя в кабинете, что-то ворошит, думает. Особенно сложно, когда ты удовлетворил потребности в первоначальном накоплении капитала — купил машину, квартиру, одежду, когда нет материальных задач, которые беспокоят. И радость от первого купленного телевизора прошла. Приносят отчёт — прибыль выросла. Но эйфории от неё уже меньше. Спокойно смотришь на цифры — ладно, молодцы, идём дальше. — Что делать, чтобы выйти из такого ступора? Стимулировать себя на новые свершения? — Когда нечего делать или сил больше нет — иди занимайся спортом. Побегай, попрыгай, в зал сходи. Когда концептуальный депресняк не однодневный, тогда начинаешь ковырять более системные вещи. Находишь места, где надо поработать над собой. Загоняешь себя в правила, ритмы, в график: позаниматься английским, медитировать, играть на гитаре. Иногда очень помогает загнать себя в прокрустово ложе регламента. И он приводит в порядок мысли. — Вы сам занимаетесь йогой, в чём она помогает и поддерживает? — В йоге для меня самое сложное в том, что не сильно пластичен. Но мне понравилось определение йоги, которое дал один индус. Он сказал: "Йога — это когда ты концентрируешься на том, что делаешь". И это есть йога. Она помогает фокусироваться. "Благоприятных условий для бизнеса никогда не будет" — Когда вы решили развивать сеть "Виктория", это была незанятая ниша на региональном рынке? — Нет. Эта ниша была всегда занята. Когда в 1990 году мы открывали первый супермаркет, нам говорили: "Что вы делаете, магазинов в Калининграде навалом". Но хотелось сделать что-то. Нет такого времени и места, где была бы пустая ниша. Если есть рынок, он заполняет все места и ниши. Другое дело в том, что твои качества помогают увидеть освобождающиеся ниши или недостаточно заполненные, или по эффективности твой бизнес окажется лучше. Благоприятных условий для бизнеса никогда не будет. Если кто-то видит, что на этом можно заработать, он не будет тебе об этом говорить. Он пойдёт и сам заработает. Должно быть что-то внутри, что нужно слышать, и точно оно не подводит. Страшно, страшно безумно, но радость от индивидуальности и самостоятельности превышает все остальные переживания — что никто по головке не погладил, медаль не повесил, в отпуск не отправил. — Страшно, как прыгать с парашютом, например? — Нет. С парашютом ты прыгнул, минута страха. Потом только кайф. В бизнесе страх более тягучий, потому что всех факторов, откуда может прилететь негативная эмоция, ты никогда не учтёшь. Почему многие бизнесмены стрессы получают? Из-за тяжести бизнеса. Многие уходят из дела, потому что нервы не выдерживают. Твоя задача как бизнесмена — найти противоядие стрессу. Мне нравится высказывание тренера Майка Тайсона. Страх как огонь: если ты его контролируешь, он тебя согревает, если ты его отпускаешь — он тебя сжигает. Страх должен быть, иначе ты пустишься в какие-то авантюры финансовые и в итоге можешь всё потерять. Но он не должен быть парализующим. Задача бизнесмена — балансировать между этими страхами. Больше о работе над своим бизнесом, стимуле для развития своего дела и главных ошибках начинающего предпринимателя — в видеолекции Николая Власенко в серии мастер-классов "Pro Бизнес", стартовавшей в рамках проекта "Бизнес Баттл". Первую лекцию от сооснователя компании "1С-Битрикс" Сергея Рыжикова можно посмотреть здесь.