Вадим Дымов: «Когда у меня образовались лишние десять миллионов долларов, я тут же решил их потратить»

О деньгах тогда и сейчас Сейчас люди сначала вкладывают в идею свои мозги, усилия, а деньги приходят уже потом. Раньше было по-другому – надо было иметь более материалистичный бизнес. Был другой контекст, реалии, а сейчас мир изменился, и можно сделать успешный бизнес, не имея денег, – цифровые технологии позволяют быстро узнать о твоем товаре, услуге, продукте. Может, тебе даже просто так дадут денег за то, что ты замечательный парень и умеешь хорошо просить деньги. Есть же и такой «вид спорта» – просто просить деньги. Я бы, конечно, не рекомендовал им заниматься, но знаю, что многие так делают. О людях и преемственности Благодаря тому, что я за все время в бизнесе построил уже восемь заводов, я понял, что такое люди, профессионализм, настоящая работа. Был такой хороший фильм – «Весна на заречной улице»: сюжет разворачивается вокруг одной семьи, члены которой работают на заводе – одно поколение сменяет другое… Вот то же самое происходит и у меня на предприятиях: через 20 лет я вижу, как приходят сотрудники, потом – их дети. Это как большая семья. Фото: Unsplash Такого никогда не обрести в высокотехнологичном бизнесе – не будет ощущения семьи: того, что ты дорожишь людьми, а люди дорожат тобой. Это те отношения, которые построены на ежедневной практической плоскости, где надо брать, делать, перемещать, каждый день решать сложные задачи – я их ни на что не променяю. Об инвестициях Мне кажется, что многие инвесторы с большим удовольствием вкладывают в то, что им непонятно. Потому что понятное – неинтересно. Например, Facebook – неясно, как это будет приносить прибыль, но люди инвестируют. Я же большую часть жизни инвестировал в то, что понятно большинству людей. Наверное, этим я отличался от других. Хотя в последнее время у меня есть и финтех-проекты, все равно я больше дорожу реальным человеческим общением, рукопожатиями – мне это больше нравится. Я думаю, это предопределено тем, что я из военной среды – шесть лет в армии. Поэтому у меня где-то внутри есть установка, что люди должны быть надежными, конкретными, излучать уважение и безопасность. О «Республике» Когда у меня образовались лишние десять миллионов долларов, я тут же решил их потратить. Я подумал: «А чего они лежат – можно сделать что-нибудь интересное». У меня всегда была эта идея с книгами, я ждал, что в Москве появится интересный книжный формат. К тому времени я уже много путешествовал по миру, смотрел разные проекты, и у меня в голове уже образовалась идея, и я обсуждал, как это сделать. Один известный парень организовал сеть «Букбери» – она почему-то не полетела. Мне там что-то не понравилось – я вошел в магазин, посмотрел и решил, что буду строить свой. Сначала это был лайфстайл-проект, где я себе что-то доказывал и ставил социальный эксперимент, как объединять и вдохновлять людей, как создать новый формат. Но я не задумывался, какую роль этот проект впоследствии будет играть для Москвы и ее жителей. Где-то на пятый год существования «Республики» стали заканчиваться деньги, и я начал думать, как бы это все монетизировать. Но в целом все вышло довольно неплохо – сегодня у нас 40 магазинов, пошла региональная экспансия – я чувствую, что правильно поступил, и жителям Москвы и Питера этот проект актуален и нужен. Фото: Unsplash Мне нравится то, как ребята проявляют себя на работе. В «Республике» запрещено говорить то, чего не знаешь, и таким образом вводить покупателя в заблуждение. Лучше сказать, что не знаешь, чем пытаться «впаривать». Когда я или мои знакомые, будучи тайными покупателями, проводили тесты на клиентский сервис, то стало ясно, что ребята-сотрудники с гордостью несут это маленькое напутствие – «никогда не обманывать людей». О смысле Сегодня я не разделяю свои проекты. В компании «Дымов» работает очень много профессионалов – это бизнес, где от человека требуются качества, которые очень ценятся в людях в обыденной жизни. А «Республика» – это больше молодежь. Хотя там есть офис, профессиональный ритейлеры, тем не менее это такой фанки-бизнес, место, которое создает настроение в городе, – сюда горожане приходят, чтобы подзарядиться. Сферы разные, и путешествие между ними – как жизненный лабиринт. Это очень интересно, порой я не верю, что сам это сделал. Но, на самом деле, оба эти бизнеса очень похожи. Они про людей, про пользу обществу, про ценность. О «Дымове» Каждый из моих проектов в какой-то мере изменил свои отрасли. Например, в начале двухтысячных годов «Дымов» показал, что продукты могут быть другими: с эмоциональной составляющей, с более открытой позицией по отношению к потребителю, с уходом от «совкового» элемента, где покупатель воспринимается не как личность с потребностями и возможностями, а как некая субстанция. Мы отмели это все. И я помню, как в двухтысячные годы говорили, что есть «Дымов», а есть все остальные – мне это было приятно. Фото: Unsplash Сейчас компании уже 20 лет. С приходом молодых сотрудников я почувствовал новую силу. Изменилась тяга, появились новые тренды: мы много говорим о диджитал и блокчейне. Эта технология нужна для того, чтобы покупатель мог узнать о нашей продукции все, просто наведя на нее камеру своего телефона: кто, где, когда, из чего произвел этот продукт, кто его продал. По нашей задумке, потребитель должен знать все о производстве, доставке и продаже. Сейчас диджитализация везде. Например, в сельском хозяйстве: умные стада, умные поля, полное наблюдение. Если говорить о молочном производстве, то оно сейчас все больше походит на серьезное медицинское учреждение, где к животным очень трепетно относятся. Но, конечно, так происходит не у всех. О сельском хозяйстве Я пришел в сельское хозяйство совсем недавно и считаю, что это очень интересное направление. Кстати, правительство из частных сфер больше всего сейчас поддерживает именно эту, но при этом не особо вмешивается. Над фермером и производителем никто не стоит, у них неплохие отношения с региональными министерствами, потому что последние крайне заинтересованы в том, чтобы люди инвестировали в сельское хозяйство. Кстати, деньги в этой сфере привлекаются по-разному. Если ты фермер, то у тебя один скилл, а если крупный производитель – совсем другой. Но в обоих случаях деньги привлекаются несложно, потому что существует множество программ: от Сбербанка до «Россельхозбанка», есть поддержка на региональном уровне, но разобраться в этом непросто – нужно иметь большой опыт. Сельское хозяйство – это интересно. К пятидесяти годам уже хочется что-нибудь руками трогать. Некоторые себе дачу строят, чтобы быть ближе к земле, а некоторые строят бизнес – он как дача, только побольше на несколько тысяч гектаров. Зато есть люди, помощники, масштаб – здорово! Можешь дом себе построить и тоже что-нибудь себе разводить. Об искусственном мясе Я не верю в то, что искусственное мясо заменит натуральное. Хоть и есть неплохие начинания, поиски, исследования, я не думаю, что это случится. А если и произойдет, то через тысячу лет. Фото: Unsplash Я знаю, что в США есть ресторан с «растительными» бургерами, но лично мне не до конца понятно, для чего это нужно. Поэтому я не спешу пробовать. Из-за санкций нашим продуктам несколько ограничили ареал обитания, но проблема нехватки места для животноводства, на мой взгляд, не грозит. Я считаю, что Россия способна стать крупнейшим производителем и экспортером продовольствия в мире. Конечно, не знаю, когда мы подойдем к искусственному мясу, но если будет спрос, то будем делать и его. О сторонних проектах Я хотел предложить потребителю нечто ценное, может быть, в сфере образования или страхования. Еще думал о банковской сфере, но в меньшей степени. Но потом мои друзья, экс-работники банка, уговорили меня в них поверить. Мне было интересно понять их технологическую составляющую – поскольку это очень сложный математический бизнес мне было интересно «потрогать, пощупать». Сегодня это уже огромный бизнес, он больше на Западе, чем здесь, и я просто поражаюсь тому, насколько парни преуспели. Я по-прежнему интересуюсь инвестированием. Мне можно предложить какую-нибудь идею, но я безумно разборчив и смотрю в первую очередь на инженерные проекты. «Облачные» технологии мне нравятся в меньшей степени. Чтобы меня заинтересовать, надо быть «прошаренным» в своей сфере и искренним. А чтобы оттолкнуть – достаточно быть разболтанным, расслабленным, неконцентрированным и – самое главное – некомпетентным в своем же вопросе. Советы предпринимателям Я считаю, что необходимо голову держать в холоде, сохранять рассудок трезвым и не очаровываться. Очарование всегда имеет обратную сторону. Поэтому лучше быть взвешенным. Необходимо окружать себя профессионалами, а не людьми, которые говорят на вашем языке и пытаются угадать ваши мысли. Я бы не советовал делать бизнес с друзьями. Потому что ценность дружбы и профессионализма – разная. Некоторые высказывания приведены не дословно в целях благозвучия и сохранения контекста. Материалы по теме: «Местные поняли, что мы иностранцы, и стали выталкивать нас из магазина». Сергей Солонин – о пробежках в Северной Корее, ценностях и управлении бизнесом «Если я зашел в компанию как инвестор, то ваша компания с этого же дня выставлена на продажу» — Александр Галицкий о стартапах, условиях сделок и последних инвестициях «Сдерживать поезд инноваций невозможно — он тебя снесёт». Председатель совета директоров «Доктор Рядом» Максим Чернин о цифровой медицине и иншуртехе «Меньше говори и больше делай». Вице-президент Тинькофф Федор Бухаров — о молодежном предпринимательстве в России «Фермерство — это не грязная работа». Как подростки из Псковской области зарабатывают на молоке Фото на обложке: Facebook-аккаунт Вадима Дымова

Вадим Дымов: «Когда у меня образовались лишние десять миллионов долларов, я тут же решил их потратить»
© RB.ru