Герда в поисках себя. Спектакль петербургского театра в Новосибирске

Каково это – прожить жизнь в запертой комнате, выхода из которой нет, в ожидании встречи, которая не случилась? Каждый день переживать потерю, надеяться и ждать. Театр "Особняк" из Санкт-Петербурга привез на фестиваль свою титулованную "Золотой маской" "Комнату Герды" в постановке Яны Туминой и подарил зрителям незабываемое зрелище, не оставившее равнодушным никого… Многослойность символов захлестывает. Каждое движение несет сакральный смысл, за которым своя ассоциативная история. Алиса Олейник, или сама Герда, представляет своих персонажей каждый раз по-разному: горбатая старушонка в классическом чепчике; юная девочка, испуганная потерей брата; нелепая лапландская шаманка в очках, цветочница, одурманивающая гостью... Все они очень разные, и все они близнецы, ведь каждая живет в своем замкнутом мирке, зная и понимая лишь его. И у всех у них лица Алисы. Или Герды? Впрочем, если приглядеться, ведь и у Снежной королевы ее лицо... Фото: Виктор Дмитриев Комната, в которой заперта Герда Алисы Олейник — это целый мир. Настроенный специально на нее, предельно функциональный, привычный в своей механистичности. Мир, в котором очень удобно жить, который откликается на каждое желание. Мир, который, словно клетка, отсекает все попытки выглянуть наружу. Впрочем, что нам снаружи делать? Там агрессивные вороны, снежная метель... Здесь внутри должно быть безопаснее и спокойнее, но может ли ощущать спокойствие и безопасность взрослый внутри детской игрушки? Тем более, если энергия поиска исходит от самой Герды. Ей не нужны помощники — она сама прекрасно разрушит свой мир. Это история Герды, путешествие которой за Каем происходит внутри нее самой. Мы, наверное, никогда не узнаем, вышла ли Герда из комнаты или ее удобный обжитый дом стал клеткой, не позволяющей выбраться на свободу... Ведь это очень тонкая черта между клеткой и убежищем, и проходит она внутри каждого. А живая комната Герды — она сама по себе целый мир, точно такой, как вокруг каждого из нас. Совершаешь поступок — получаешь реакцию. Преодолеешь одну ступеньку — вырастает другая. На минуту отвлечешься — и перед тобой уже нет любимой чашки с блюдцем, и вовсе не факт, что украла ее ворона. Мало ли что в мире готово украсть нашу чашку. В спектакле "Комната Герды" нет ни одного ответа, лишь множество вопросов про каждого из нас. Ты готов выйти из клетки, ты готов оставить все, что было за спиной и шагнуть в окошко, откуда минуту назад в лицо валил снег? Ты хочешь уйти из этой комнаты, где так привычно, уютно, спокойно и одиноко. Фото: Виктор Дмитриев Постскриптум В спектакле заняты два актера. Только второго никто не видит. А мы - покажем. Знакомьтесь, Евгений Филимонов. Расскажите, пожалуйста, что вы делаете в спектаклях? Я делаю абсолютно всё. То есть вы та самая комната? Да, я та самая комната. В чем главная трудность этой работы для вас? За сценой, за полтора часа, происходят более ста перестановок, и они иногда происходят одновременно. Тут такая работа тонкая, любая работа в кукольном театре тонкая. Иногда какие-то вещи не зависят от тебя, ты можешь хоть отрепетировать десять раз, а на спектакле что-то раз и не пошло. О чём для вас этот спектакль? О любви. Все спектакли о любви. Понятное дело, что можно говорить и об этом, и об этом... но когда я посмотрел, у меня было ощущение любви.

Герда в поисках себя. Спектакль петербургского театра в Новосибирске
© Ревизор.ru