Войти в почту

Воронежцы встретились с "Братьями и сестрами" Льва Додина

Молодое поколение артистов Малого драматического театра – Театра Европы, так же, как и первый состав спектакля, долго работали с текстом, ездили в экспедицию в деревню Верколу Архангельской области, на родину Федора Абрамова. О том, как они погружались в реалии деревенской жизни русского Севера, рассказала Елизавета Боярская, исполнившая роль Варвары Иняхиной: – Это погружение в аутентичную деревню. Мы разговаривали с жителями Верколы, которые еще помнят, как праздновали Победу, с теми, кто пережил голод и все то, что происходило в деревне в эти дни. Мальчишки ходили на лесоповал, девочки – на сенокос с настоящими косами. Мы посмотрели, что такое изба, поветь, ходили в баню по-черному, пекли шанежки в настоящих печах. Для нас это была очень интересная поездка, которая очень сплотила нашу команду. Это одни из самых счастливых дней в жизни. Это было какое-то вдохновение, счастье и приближение к чему-то коренному. Фото: Андрей Парфёнов Коренная, аутентичная атмосфера в "Братьях и сестрах" создается с помощью окающего говора и особой мелодики, придающих очень естественную и живую интонацию. Но самое главное – повествовательная канва наполнена народным творчеством, герои поют песни и частушки, рассказывают притчи, совершают традиционные ритуалы и обряды. Народная культура впитывается с молоком матери, герои этому специально не учатся, они живут в этом. И в момент, когда Лиза Пряслина (Дарья Ленда) исполняет традиционный плач невесты одна из героинь даже удивляется, откуда девушка это знает. "Братья и сестры" – спектакль о 1945-1949 годах, как отмечает Лев Додин, об "одном из узловых моментов истории России", который по героизму и силе духа не уступает военному периоду. Жители деревни, ставшие братьями и сестрами за время войны, не могут сохранить это ощущение родства в условиях восстановительного периода. Общность людей, которая помогала выжить, превращается в бездушную толпу, готовую уничтожить того, кто выбивается из общей массы. Так, безжалостны в своем осуждении деревенские бабы к Варваре, которая любовью к Михаилу Пряслину (Евгений Санников) бросает вызов обществу, но, встретив сильнейшее сопротивление, отступает. Все былые заслуги Анфисы Петровны Мининой (Ирина Тычинина) перечеркиваются в глазах женщин, завидующих ей и уставших от бесконечного изнуряющего труда. Убийственно равнодушны жители деревни к судьбе председателя Лукашина (Олег Рязанцев), пытавшегося спасти колхоз и его работников. Фото: Андрей Парфёнов В условиях, когда внешний враг побежден, а жизнь не становится лучше, люди начинают "есть друг друга поедом", говорит Анфиса Петровна. Герои отчаянно борются за лучшую жизнь, собственное счастье, любовь, но искалеченные войной, изможденные голодом и трудом на пределе возможностей, они становятся неспособными на ту радость, которая была "до". Смех и веселье на празднике, который решено устроить после завершения сева, превращаются в слезы и крики отчаяния. Грустным лейтмотивом спектакля становится крик журавлей. Птицы, такие далекие, свободные и беспечные, вызывающие зависть людей, все же сродни героям: они так же стремятся к лучшей жизни, неутомимо летя на юг, но с наступлением тепла вернутся домой, так же живут стаей. Идея общности, соборности не выдерживает испытаний жизнью. Однако есть герои, для которых она является смыслообразующей (прежде всего это семья Пряслиных), они сохраняют чувство ответственности за других, будь то кровные родственники или жители деревни. Так, Михаил Пряслин решает заступиться за председателя Ивана Лукашина, написав коллективное письмо, а единственной подписавшей становится его сестра – Лизавета, целенаправленно идущая на риск, но поступающая в согласии со своими нравственными принципами. "Лучше и вовсе не жить, если не по совести" – такую формулу выводят в Пряслины, и она становится ценностно-смысловым центром всего произведения. Фото: Андрей Парфёнов "Братья и сестры", созданные более тридцати лет назад и получившие новую жизнь в 2015 году, являются одним из знаковых спектаклей русского театра XX века. Постановка, рассказывающая о событиях далекой истории, сегодня очень важна. Почему этот спектакль важно играть в современной России, объяснил Лев Додин: – Это история прежде всего России, которую очень плохо знают. Складывается впечатление, что ее, с одной стороны, перевирают, а с другой – сознательно не хотят знать. Когда пытаешься рассказать любую маленькую историю России, то обязательно рассказываешь о сегодняшнем дне. Когда меня спросили, что бы я хотел показать на Платоновском фестивале, я без колебаний назвал этот спектакль, хотя у нас есть и премьеры, но, мне кажется, сегодня это важно.

Воронежцы встретились с "Братьями и сестрами" Льва Додина
© Ревизор.ru