Dream Theatre о проге, металле, мертвой музыке и русском хоккее

11 июня в Москве на площадке Adrenalin Stadium пройдет концерт лидеров прогрессив-металла легендарной американской группы Dream Theatre. Группа представит программу, состоящую из материала нового альбома Distance Over Time и своих главных хитов. Накануне концерта на вопросы «Ленты.ру» ответил участник группы, барабанщик-виртуоз Майк Манджини. Вы уже бывали в России, что вы знаете о нашей стране? Я увлекаюсь реальной историей, много читаю и всегда стараюсь сравнить то, что я узнал, с собственными впечатлениями. В конце 1970-х, когда я был подростком, я был очарован великолепным хоккейным вратарем Третьяком и советскими гимнастками. Хорошо помню Ольгу Корбут — она была невероятна. Ваши спортсмены подарили мне страсть к спорту. Мне очень понравилась ваша публика. Ваши фанаты знают и любят музыку, это всегда чувствуется на концертах. А еще мне понравилась русская кухня. Всегда стараюсь попробовать что-то новое, когда приезжаю в другую страну. Насколько США отличаются от России и в чем, на ваш взгляд, главная разница? Я много путешествую по миру и всегда обращаю внимания не на их различия людей, а на их сходство. Это наполняет меня надеждой. Народы имеют разную историю, основанную на различиях их вождей, на особенности их философии. Но я знаю, что в глубине души все люди одинаковые, просто их учили разным вещам. Удивительно, как музыка превосходит все эти различия. В каждой стране я вижу тысячи людей, которые не глядя друг на друга, смотрят все вместе в одном направлении, поют, танцуют, веселятся… Я вижу в них так много надежды. И это происходит во всем мире! Расскажи об альбоме Distance Over Time. Я читал в ваших интервью, что запись проходила в комфортных и расслабляющих условиях. Четыре месяца вы работали в тихом и спокойном месте, в штате Нью Йорк, фактически в лесу, среди изумительной природы, далеко от больших городов. И в то же время темы ваших песен оказались настолько серьезными: страх, тревога, пост-травматический стресс, смерть… Это имеет отношение к общей ситуации в мире, насилию, терроризму? В действительности темы для текстов вторичны. Вначале мы всегда сочиняем музыку. Могу предположить, что эмоции, связанные с ужасом и насилием, являются частью того, что есть во всех нас. В наших умах. Мы читаем газеты, интернет, смотрим ТВ, поэтому я уверен, что большинство текущих событий хороших и плохих проникают в нас извне, а затем находят выражение в нашей лирике. А иногда это просто чистое искусство. Например, я написал песню о физике Вольфганге Паули. Физика, конечно, серьезная вещь, но я нашел удивительную историю о его одержимости числом 137. Дело не в том, что его история была чем-то, о чем я захотел написать, а в том, что темп нашей песни был как раз 137. В этом случае я просто сопоставил художественный факт с информацией из глубины моей памяти. В 60-х – 70-х годах людей в основном интересовали мир, любовь, свобода…, а теперь основные темы — это безопасность, страх, смерть… Как вы думаете, почему это произошло? Люди изменились или изменился мир вокруг них? Я верю, что со времен зарождения человечества в нас мало что изменилось, а вот мир вокруг действительно изменился очень сильно. Произошло увеличение скорости распространения информации. История из поколения в поколение полна борьбой за одни и те же вечные ценности и радостью жизни. А вот разговоры о том, как быть хорошим, добрым и порядочным, — это совсем не так «круто», как противоположные им. В 60-70-ее годы далеко не все жили в мире и любви. За кулисами всех стран и всех обществ всегда были те, кто контролировал остальных через власть, деньги, товар, СМИ. Я не думаю, что какое-то поколение смогло избежать своих душевных войн. Всегда происходит одно и тоже. Но в наше время современные технологии коммуникаций позволили существенно упростить доступ ко всему дурному, надеюсь, они же могут быть использованы и для продвижения чего-то хорошего. Новое поколение в гораздо меньшей степени интересуется музыкой, чем это было в 70-х, 90-х и, даже, 90-х годах, это означает, что «золотой век» рок-н-ролла прошел безвозвратно? Я считаю, что «золотой век» рок-музыки прошел из-за технологий. Всему свое время. Суть этого явления может вернуться, но не человеческая суть. Если кто-то упорно трудится, чтобы произвести автомобильную шину, потребитель должен эту шину купить. Но если кто-то упорно трудится над созданием музыкального продукта, потребитель может просто взять его бесплатно, потому что результат труда находится в цифровом формате. Он материализуется через интернет и проявиться у потребителя на его дивайсе. Это означает, что потребитель музыки, скорее всего, будет менее заинтересован в ней, потому что он ничем не пожертвовал ради ее получения. Потребитель получает доступ к миллионам музыкальных произведений через интернет, и он гораздо более занят, потому что у него не остается времени просто посидеть в одиночестве и послушать музыку. Он больше не сидит в компании с друзьями, чтобы вместе послушать альбом, который он не мог бы позволить себе купить. Опыт 60-х и 70-х годов, состоял, в частности, о сборе друзей. Жизнь тогда была медленнее и это позволяло создавать больше музыки, о которой вы говорите. «Золотой век» может вернуться, только если жизнь вокруг нас замедлится и музыкальный продукт станет больше похож на автомобильные шины. Но это не выглядит многообещающим. Каким вы видите будущее развитие прогрессив-рока и прогрессив-металла? Я не особенно уверен, но думаю, что в своем развитии прог и прог-металл должны попытаться уйти от чисто цифрового звука, сделать попытку вернуться к музыке, которая бы не ассоциировалась с технологией. Благодаря цифровой обработке качество записи достигло очень высокого уровня, но музыка стала стерильной, из нее ушла жизнь. Нужно попытаться вернуть музыке ее спонтанность. Но в этом случае наверняка возникнет другая сложность — людям придется заново учиться играть и петь без помощи цифровых технологий. И в этом может состоять проблема, так как обычно люди выбирают легкий путь и не склонны особенно напрягаться. Так что, скорее всего, развитие прога и дальше будет связано с развитием цифровых технологий и саунд-инженеры постепенно заменят музыкантов. На концертах Dream Theatre довольно часто преподносит своим фанатам сюрпризы в виде исполнения оригинальных каверов знаменитых групп: Metallica, Pink Floyd, Deep Purple… Собираетесь ли вы сделать что-то подобное на концерте в Москве? Нет. У нас уже слишком много собственной музыки, которую нам бы хотелось исполнить для своих слушателей, а время концерта, увы, ограничено. Вы известны, как человек, всегда имеющий собственное независимое и оригинальное мнение. Что вы думаете о будущем? Каким будет наш мир через 20, 50, 100 лет? Спасибо за столь высокую оценку и доверие. Я понятия не имею, что произойдет в следующих 20, 50 и 100 лет, но у меня есть определенные надежды. Я вижу позитивные знаки: люди задают вопросы, изучают реальную историю, пытаются объяснить и понять реальные мотивы поведения других людей. Я вижу, что многие пытаются делать добро и нетерпимо относятся к несправедливости. С другой стороны, особенного оптимизма перед будущим я не испытываю. Я неплохо знаю историю, а история трагична, она учит, что даже если большинство людей имеют все возможности быть добрыми и делать добро, всегда найдется меньшинство тех, кто предпочитает грешить, разрушать, брать столько, сколько они смогут, и в конце концов все испортить. Люди не особенно интересуются тем, кто мы есть, откуда мы пришли и зачем живем. После того, как появился язык вся Вселенная возникла из существительного. Ничто не произошло от глагола. Но мы не рассматриваем этот факт и не действуем соответственно ему, как вид. Мы действуем ради того, что видим и хотим, а не ради того, что это может означать. Мы действуем в операционной системе, которая заставляет частицы делать то, что они делают на самом деле. Мы лишь частицы в операционной системе Вселенной. Человек — существительное, а не глагол. Думаю, что человечество так и будет жить в соответствии с этим направлением мысли и продолжать делать то, что оно делало всегда, предпочитая борьбу за материальные блага чему-то более важному. Что вы ожидаете от выступления в России и что хотели бы передать своим поклонникам в нашей стране? Я хочу, чтобы наши фанаты ощутили нашу страсть. Почувствовали, что мы хотим быть хорошими музыкантами и хорошими людьми настолько, насколько это вообще возможно. Мы хотим передать этот посыл с нашей музыкой. Это те семена, которые сеет наша группа в душах людей.

Dream Theatre о проге, металле, мертвой музыке и русском хоккее
© Lenta.ru