ОБЗОР «Черное зеркало» 5 сезон: провал или свежий взгляд?
Еще в 2011 году «Черное зеркало» привлекло первых поклонников своими сюжетами, обличающими общество и технологии. Сериал запомнился нам интересными утопическими историями, утрировано демонстрирующими последствия одержимости гаджетами. Именно поэтому новый сезон, несомненно более светлый, привел преданных фанатов проекта к разочарованию. Но неужели же он так плох, как его малюют? Дело в том, что никто не обратил внимания на слоган 5 сезона: «The future is bright» (Светлое будущее). Этим сезоном шоураннер Чарли Брукер (Charlie Brooker) по-видимому заставляет нас смириться с тем, в каком мире мы живем и к чему он движется, поэтому гаджеты перестают выступать как «абсолютное зло», а сюжеты становятся более приближенными к реальной жизни, хотя и довольно простыми и прямолинейными. А теперь обо всем по порядку. «Бросок гадюки» (Striking Vipers) Уже первый эпизод представляет нам аллегорию на современную порно-индустрию. Одно из американских исследований гласит, что с каждым годом количество мужчин-натуралов, предпочитающих смотреть ролики с однополым сексом, растет. Тем не менее это никаким образом не отражается на их ориентации в реальной жизни. Если копать глубже, то этот эпизод уже совсем не о вреде или пользе технологий, а об обыкновенных человеческих слабостях и скрытых желаниях. И нельзя также не отметить концовку по типу полюбившейся поклонникам «The Entire History Of You», где люди, со свойственным им рационализмом, находят выход из сложившейся ситуации, устраивающий обе стороны. «Осколки» (Smithereens) Несмотря на откровенно примитивную завязку, уже не раз встречавшуюся практически в каждом жанре, «Черному зеркалу» все равно удается обыграть сюжет «никогда не пиши смски за рулем» по-своему. Большую роль здесь играет, конечно же, Эндрю Скотт (Andrew Scott), который прекрасен даже в монологических короткометражках, снятых на камеру мобильника: его дрожащий и срывающийся на крик голос, неопределенность и отчаяние в глазах заставляют нас прочувствовать всю боль его героя. Опять же, эта серия нечто гораздо большее, чем негодование в сторону создателей мобильников; приложений, заставляющих нас каждый час поливать сад; социальных сетей и т.д. Ключевым вопросом остается вопрос о прощении. Требуя к телефону миллиардера и руководителя Smithereens Билли Бауэра, «таксист» Крис на самом деле хочет поговорить с Богом (все аллюзии на лицо: недосягаемость, прическа, пустыня, одежда, позы, фразы) и вымолить у него прощение за «убийство» возлюбленной. Брукер показывает, что настоящей проблемой все-таки является не технология, а человек, этой технологией злоупотребляющий. «Рейчел, Джек и Эшли Два» (Rachel, Jack and Ashley Too) С помощью истории своей героини Майли Сайрус (Miley Cyrus) приоткрыла тайну того, что значит в наше время быть звездой. И снова перед нами сразу несколько актуальных проблем: поклонение кумирам, токсичный шоу-бизнес, ну и извечные ссоры из-за денег, власти, а также трудности взросления. Более того, этот эпизод учит тому, что никакой кумир, виртуальный друг и т.д. не сможет заменить тебе родного и близкого человека, ведь в трудную минуту именно сестра главной героини приходит ей на выручку. Да, возможно, технологии здесь уже не являются «центральным персонажем», но с помощью их внедрения Брукер демонстрирует, что именно человек является ключевым звеном: аппарат не сам производит новые песни Эшли, ведь при всей его «крутости» он может только извлекать их из ее головы и перерабатывать, а голограмма певицы не может двигаться на сцене без содействия человека. Даже признавая, что сюжетные повороты стали более предсказуемыми, а описываемый мир менее «зрелищным» и футуристичным, нельзя сказать, что «Черное зеркало» испортилось. Оно просто выбрало новый путь и немного иную стилистику, стремясь представить более объективный и злободневный взгляд на наше с вами (светлое или нет, сказать трудно) технологичное будущее.