Сказка от бабы Сони: как консьержи становятся душой дома
Сегодня консьержи могут быть практически в любом современном доме, если того пожелают жители. Они охраняют покой жильцов, следят за чистотой, оберегают почтовые ящики от вороха рекламных листовок, а жильцов воспринимают как родных. Корреспонденты РИА Недвижимость узнали все тонкости трудовых будней консьержей. Домашний ньюсмейкер Консьержи в современном понимании в России появились с советских времен. Тогда ими могли похвастаться только особенные дома, в которых жили государственные деятели, творческая интеллигенция, научные сотрудники, военачальники. Номенклатурные сталинки с лифтами, с отделанными дорогим камнем подъездами выглядели настоящей "элиткой". Консьержи в них были составляющей престижа, говорит жительница дома писателей по адресу Лаврушинский переулок, д. 17, Юлия Гавриш. "Представляете, у нас курицы ходили под окнами. Внизу, где сейчас скверик с фонтаном, стоял деревянный дом, похожий на барак. Писатели свешивались из окон и смотрели, как там живут люди, как проводят будни, как отмечают праздники", – вспоминает Гавриш. В Доме писателей до 1990-х годов работали консьержки, обычные бабулечки, продолжает Гавриш. Кто-то из них жил в этом же доме, кто-то приезжал на работу. В парадном третьем подъезде, который выходит на Лаврушинский переулок, была организована специальная комната для консьержки. По словам Гавриш, с 90-х жители отказались от консьержей, и сегодня помещение, к сожалению, используется не по назначению, а жители хотят устроить там музей. "Комнату консьержки в парадном подъезде занимала баба Соня. Она следила за порядком и чистотой, за тем, чтобы в подъезд не заходили чужие люди. Мало того, ей даже оставляли детей. Меня, например. Я много времени провела с ней, играла на ступеньках подъезда. Она за мной следила, рассказывала мне сказки. И естественно, я ее очень любила", – делится воспоминаниями Гавриш. В других подъездах тоже работали консьержки, у них были столы и стулья. "За четвертым подъездом следила тетя Маша. Она еще взяла на себя функцию новостника – у нее можно было узнать абсолютно все о жизни дома. Кто что купил, кто куда пошел, кто с кем поругался, кто с кем помирился. Она сама жила в том же подъезде", – рассказывает с улыбкой Гавриш. Консьержи всех уровней В наши дни консьержи могут работать в домах любого уровня: и эконом-, и комфорт-класса, и в элитных, и в премиальных. "Главное, чтобы в подъезде дома было выделено помещение для него", – подчеркивает генеральный директор управляющей компании "ПСН Хоум" Александра Гулева. Почти во всех современных домах предусмотрено место для организации консьержки. А вот в "хрущевках", конечно, это крайне сложно, потому там это редкое явление, отмечает первый заместитель главы управы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства района Некрасовка Владимир Борисов. По словам Гуляевой, функционал консьержей зависит от класса дома. Например, в домах комфорт-класса консьерж следит за порядком, за посетителями, отвечает за чистоту подъезда, принимает корреспонденцию по поручению жителей, следит за работой лифтов. А в элитных домах консьерж зачастую – это в том числе надежный помощник и ассистент жильцов. Решение об услугах консьержа принимается на общем собрании собственников. График работы и функционал, и, соответственно, стоимость услуг консьержа также определяются на собрании. Консьерж может работать или только днем, или круглосуточно. Во втором случае должны работать несколько человек, чтобы подменять друг друга, рассказывает Гуляева. Премиальное разнообразие В домах премиального уровня консьержей нередко назначают управляющие компании, отмечает директор департамента по работе с девелоперами Savills в России Александра Синилова. В современных элитных и премиальных домах в целом можно выделить три группы консьержей. Первый – самый простой, когда консьерж выполняет обычные функции: следит, чтобы в дом не входили чужие люди, принимает корреспонденцию, может сдать вещи в химчистку и так далее. Второй вариант – это консьерж-служба с расширенными функциями. Жильцы таких домов могут пользоваться специальным мобильным приложением, через которое получают самые разные услуги – могут заказать еду из ресторана, кофе в лобби, где проходит встреча, уборку и прочее. Третий вариант – это когда помимо всего перечня услуг в доме работает doormen (или мажордом) – человек в белых перчатках, который галантно открывает дверь, забирает у таксиста сумки, помогает выйти из автомобиля и держит зонт. Мажордом постоянно проживает в доме, в квартире. Это весьма высокооплачиваемая должность с соответствующими требованиями: образование, внешность, даже осанка имеют значение. Обычно на такую позицию бывает серьезный конкурсный набор. Функционал и оплата Перечень обязанностей консьержа зависит от потребностей жителей и готовности оплачивать их. Например, иногда консьержи в обычных домах поливают цветы в квартирах и выгуливают домашних питомцев жителей во время их отсутствия, говорит Гуляева. В среднем стандартные услуги консьержей стоят 400-500 рублей в месяц с квартиры, указывает Борисов. Нанимать консьержа могут сами жители, либо управляющая компания по поручению жителей. Консьержем может стать как обычная пенсионерка из того же подъезда, так и сотрудник специальной организации. Например, часто подобные услуги оказывают клининговые компании. Связанные одной цепью: за что отвечает управляющая компания дома В доме по адресу Покровская 17, к.3, в районе Некрасовка пользуются услугами консьержей как раз клининговой компании. "УК заключает договор с компанией, которая самостоятельно принимает и отбирает на работу консьержей в соответствии с требованиями. Например, мы отдаем предпочтение женщинам пенсионного возраста, с опытом, гражданкам России. Важно, чтобы консьержки знали русский язык, это ведь работа с людьми. По той же причине они, конечно, должны быть коммуникабельными, доброжелательными и вежливыми", – рассказывает специалист по работе с населением УК "Мастер ЖКХ" Ирина Разгоняева. По ее словам, у каждого консьержа есть должностная инструкция. А один из договоров УК с жителями отдельно фиксирует услуги консьержа. Как из роддома приняли Услуги консьержек в Некрасовке оправдывают себя в полной мере, утверждает Разгоняева. Из 13 домов, которые находятся в управлении УК "Мастер ЖКХ", во всех есть консьержи. Ее мнение также разделяет член совета дома, домохозяйка Ангелина Козырева. "У нас в подъездах всегда чисто, соблюдается порядок. Всех жителей консьержки знают в глаза и по именам. Наша консьержка, например, ревностно следит за тем, чтобы в подъездах не курили. Сейчас уже никто не пытается нарушать закон. Мы очень довольны, вообще не понимаю, как можно жить без консьержки", – рассказывает Козырева. Консьержки в этом доме работают по графику месяц через месяц, живут в специальных комнатах, которые оборудованы всем необходимым. В комнатах есть стол, кресло, кровать, шкафчики, есть холодильник, плита, ванная и туалет. Почти все консьержки приезжают на вахту из других городов, но жителей своего подъезда считают уже как за родных. Они создают уют и представляют собой что-то вроде "души" подъезда. "Считаем жителей за свою семью. Мне одна жительница однажды даже так сказала: Ольга Николаевна, вы ведь нас как из роддома всех приняли", – говорит с улыбкой консьержка Ольга Лебедева. "Заступаем на работу с 7 утра, с 10 до 11 утра у нас уборка на этажах – подметаем и моем полы. С 14.00 до 15.00 – обеденный перерыв, в это время можно сходить в магазин и по своим делам. Потом до 23.00 опять находимся на рабочем месте, и до 7 утра можно отдыхать, но в любом случае, если кто-то позвонит в дверь, встаем. Если набирают мой код, я поднимаю трубку, спрашиваю: кто, куда, зачем? Объясняют – нажимаю на кнопочку, впускаю. А не объясняют – кладу трубочку. Вспомнят, тогда и зайдут", – рассказывает консьержка Галина Мищенко. Так консьержи защищают почтовые ящики от рекламных и агитационных листовок, а квартиры – от навязчивых продавцов ненужных товаров и разного рода мошенников. По словам Лебедевой, если человек агрессивно настроен, приходится вызывать полицию. "Полицейские сразу же приезжают, не отказываются. Но бывает это, конечно, крайне редко. А то кто бы тут стал сидеть, если бы часто", – уточняет она. Про ее словам, это довольно спокойная, обычная работа, но все равно нужно терпение и позитивный настрой. "Все люди разные, проблем у всех много, кто-то нервничает, может быть, чем-то расстроенный может прийти домой. А первый кто его встречает? Консьерж",– объясняет с улыбкой собеседница агентства. Пример ЖСК В жилищно-строительном кооперативе (ЖСК) Государственного академического Большого театра России тоже в каждом подъезде есть консьержки. Но работают не месяц через месяц, а сутки через трое. Нанимает консьержек не УК, а сам ЖСК, оформляет в свой штат. Им выплачивают заработную плату из средств со сдачи в аренду офисов на первых этажах дома. По словам председателя правления ЖСК Александра Каракуа, офисы, как и комнаты для консьержей, были изначально запроектированы при строительстве дома. "Я работаю здесь 10 лет, у нас уже сложившийся дружный коллектив. Я привыкла, всех жильцов знаю, со всеми хорошие отношения. Я здесь как дома, все как родные. Иногда люди доверяют мне ключи от квартир, отдают деньги, чтобы получить товар у курьера, даже внушительные суммы, однажды 20 тысяч рублей оставляли", – рассказывает Татьяна Исаева. Но порой приходится искать и новые кадры. "Наш дом построили в 1992 году, с тех пор мы уже неоднократно нанимали новых консьержек. Теперь размещаем объявления в интернете, на таких сайтах, как Avito. Получаем шквал звонков, назначаем собеседования с интервалом буквально в 15 минут", – отмечает Каракуц. Работа для пенсионеров действительно хорошая: заработок стабильный, в комнатах есть все необходимое для жизни, жильцы относятся дружелюбно, как правило, даже те собственники, кто изначально не хотел консьержей, со временем привыкают и относятся к ним доброжелательно.