Ещё

Бернар Арно vs Cергей Щукин: чей выбор лучше 

Бернар Арно vs Cергей Щукин: чей выбор лучше
Фото: Forbes.ru
Объединяющая оба проекта — собрание , оптового торговца текстилем, коллекционера, меньше чем за 20 лет купившего 256 произведений художников импрессионистов и постимпрессионистов, фовистов и кубистов. Сегодня стоимость щукинской коллекции, по самым приблизительным подсчетам, может оцениваться в $5 млрд В Москве выставлены почти 150 работ, 24 картины и Пикассо, по 13 — Моне и Андре Дерена, 7 — Сезанна и 5 — . Из , который прислал на выставку 60 работ, в том числе кубистического Пикассо, приехал «Танец» Анри Матисса, панно, заказанное Сергеем Щукиным художнику для парадной лестницы своего особняка. Другое панно Матисса, висевшее у Щукина на верхней площадке лестницы, «Музыку», Эрмитаж в Москву не отправил, по своему состоянию работа считается «невыездной».
Первую успешную попытку объединить щукинское собрание после национализации и разделения на собрания разных музеев — большая часть сегодня в ГМИИ им Пушкина и Государственном Эрмитаже — была сделана в Париже в 2016-17 годах, когда по инициативе внука Сергея Щукина Андре-Марка Делока-Фурко прошла выставка «Иконы модернизма. Собрание Щукина». Ее посмотрели более 1 200 000 зрителей.
Хоть Москва и не стала первой в объединении коллекции, выставка в 11 залах главного здания ГМИИ им Пушкина уникальная. Здесь предпринята попытка реконструировать коллекцию не только Сергея Щукина, с его знаменитым гогеновским иконостасом и матиссовской шпалерной развеской, но и рассказать о собрании Ивана и Дмитрия Щукина.
Выставка Фонда Louis Vuitton это и ответная гастроль за парижскую выставку Щукина, и оммаж коллекционеру французского искусства начала XX века и демонстрация трофеев одного из самых амбициозных коллекционеров XXI века, , владельца империи LVMH, Forbes №4 в глобальном списке с состоянием в $97,4 млрд В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Фонд Louis Vuitton показывает 65 произведений живописи, скульптура, фотография, световые и видеоинсталляции, занимая все здание. В Пушкинский фонд привез первоклассные работы авторов первого ряда. При этом все они впервые выставляются в Москве. Сюзанн Паже, куратор коллекции Фонда Louis Vuitton, говорит: «Когда мы составляли список работ для выставки, , директор Пушкинского музея просила, чтобы на выставке было больше художников, которых мало показывали до этого в России. Мы сделали проще — привезли то, что никогда в России до этого не показывалось».
Выставку открывают фотографии здания фонда работы , (по данным Forbes здание музея, открытого для публики осенью 2014 года стоило $135 млн).
На лестнице галереи два экспоната — красная неоновая надпись на русском «После» Кристина Болтански и подвешенное за брюхо на ремнях под потолком чучело лошади «Баллада о Троцком».
Первый зал открывают скульптуры . Сюзанн Паже, которая ведет экскурсию по выставке, объясняет логику построения экспозиции французским журналистам: Джакометти, приятель кубистов и сюрреалистов, друг Пикассо, наследник по прямой фовистов и импрессионистов, которых коллекционировал Сергей Щукин. Следом за Джакометти —, Ив Кляйн, Зигмар Польке, Жана-Мишель Баския, Энд Уорхол, Маурицио Кателлан, Вольфанг Тильманс, , , , , .
«А есть ли здесь что-то, чего мы не видели в Париже?» — подкалывает Сюзанн Паже французский журналист. «Я не отвечаю на такие вопросы, — парирует Сюзанн. — Экспозицию диктовало само пространство. Нам важно показать все четыре направления, которые отражает коллекция — созерцательное искусство, экспрессивность, поп-арт, музыка и звук. Коллекция фонда — собрание интернациональное, работы выполнены в самых разных медиа, при этом нам важно показывать, что современное искусство укоренено в искусстве XX века».
Сюзанн настойчиво советует журналистам посмотреть видео Пьера Юига, и с гордостью показывает скульптуру Кателлана — одинокую маленькую фигурку в худи, с надвинутым на голову капюшоном, сидящую за партой, чьи ладони прибиты к столу карандашами «Шарли не серфит». («Серфить» по-фрацузски значит искать что-то в интернете). Маленький силуэт с прикованными руками грустно сидит напротив окна. «Нам повезло: мы нашли, что в музейном зале есть историческое окно, — рассказывает Сюзанн: Конечно, оно было заколочено, но для выставки его открыли».
Присев на скамеечку в верхнем зале — выставка фотографиями здания фонда и заканчивается эскизами архитектора , — Сюзанн Паже отвечает на вопросы Forbes Life.
Сюзанн, вы оставили пост директора государственного Музея современного искусства города Парижа и возглавили частную институцию. В чем для вас как для куратора коллекции преимущества фонда Louis Vuitton?
В фонде я занимаюсь тем же, что и в музее. Я убеждена — музеи сегодня играют определяющую роль в жизни общества. На посту директора Музея современного искусства города Парижа я занималась образованием и просвещением. Фонд Louis Vuitton — частная институция, но она действует как публичная институция с образовательной и просветительской миссией. В результате складывается некая экосистема, частые фонды и музеи не подменяют государство, а взаимодействуют все вместе.
У нас высокая планка при покупке работ и при организации выставок. Мы в постоянном диалоге с президентом фонда Бернаром Арно. Я предлагаю, мы обсуждаем, принимаем совместное решение. Идея в том, чтобы одновременно уделять внимание работами авторам, которые уже безусловно вошли в историю искусства, а с другой стороны — фиксировать все процессы в современном искусстве. Так мы эволюционируем вместе с нашими покупками.
И я обожаю здание фонда работы Фрэнка Гери. Это непростая архитектура, но она вызывает сильные эмоции.
Покупая работы в коллекцию фонда, думаете ли вы о том, как они впишутся в пространство фонда?
Прежде всего я думаю о том, как работа смотрится в общей концепции коллекции. Но есть и другие соображения: например, мы не покупаем работ , они ну очень тяжелые. Пожалуй, это единственный автор, которого мы не можем себе позволить. Всех остальных, не таких тяжелых, мы покупаем.
Видео дня. Признаки, выдающие неудовлетворенную женщину
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео