«Нельзя слепо утверждать, что обилие уличной рекламы и новые способы наблюдения за людьми — это плохо»: интервью со Скоттом Маккуайром

В начале июня на «Стрелке» выступил Скотт Маккуайр, теоретик медиа, урбанист, автор книг «Медийный город» и «Геомедиа», вышедших в издательстве Strelka Press. Специально для Strelka Mag Никита Савин, эксперт в теории медиа и старший преподаватель Факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, поговорил со Скоттом о том, можем ли мы сохранить индивидуальность в современном городе, как этому способствуют публичные пространства и почему не надо бояться обилия рекламы на улицах. МЕНЯТЬ НЕ ТЕХНОЛОГИИ, А ПОДХОД К НИМ Скотт Маккуайр Никита Савин: В книге вы пишете, что для того, чтобы понять новое, не обязательно придумывать новые концепции, преодолевающие современные теоретические оппозиции. Следуя этой логике, я хочу обсудить с вами одну из них. Как бы вы назвали себя — техно-оптимистом или пессимистом? Скотт Маккуайр: Я бы не причислил себя ни к одному из них. Технологии уже никуда не исчезнут — это важно понимать при их критике. Нельзя слепо утверждать, что увеличение количества рекламы и появление новых способов наблюдения за людьми — это плохо. Без предложения альтернатив или новых моделей того, как эти технологии могут быть использованы во благо, мы ничего не изменим. Я не знаю, делает ли меня такой подход оптимистом или пессимистом. Но я бы назвал себя реалистом. Я осознаю могущество технологий и верю в нашу способность изменить траектории их развития. Когда огромная лодка уже начала свое движение от берега, нельзя просто резко остановить ее и развернуть обратно, но слегка свернуть в другом направлении вполне возможно. Многих людей беспокоит агрессивная реклама и камеры слежения по всему городу. Но за развитием таких технологий стоят очень мощные политические, коммерческие и социальные силы. Поэтому самое важное сейчас, как мне кажется, подумать о том, что еще мы можем сделать со всей этой инфраструктурой и как еще использовать. Я думаю, технологии способны определить, как мы будем вести себя и общаться в открытых пространствах города в будущем. Визуализация Melbourne Urban Forest. Источник: melbourne.vic.gov.au / Anton Malishev Поэтому я убежден, что неправильно просто соглашаться с тем, как сегодня используют новые технологии, нужно думать, как можно применить их по-другому. Да, улицы всех крупных городов увешаны экранами с рекламой. Но что, если мы будем использовать их по-новому? Визуализация проекта Melbourne Urban Forest в районе East Melbourne. Источник: melbourneurbanforestvisual.com.au Таким вопросом мы с командой задались, когда придумывали проект в Мельбурне. На протяжении четырех или пяти лет на большом экране на одной из площадей города транслировалось коммерческое телевидение с бесконечным потоком рекламы. Мы решили попробовать изменить взгляд управляющей компании на то, что должно происходить в этом месте, и связались с ее руководством. Мы предложили поэкспериментировать с самыми разным контентом и посмотреть, что из этого выйдет. Например, мы стали транслировать на экране наш проект Мельбурнского городского леса. Прохожие могли увидеть данные о природе в городском лесу и узнать больше об опасностях, которые ему грозят. Прошло пятнадцать лет после начала нашего эксперимента, и сегодня мы видим, что компания работает совсем по-другому. На экране до сих пор показывают немного рекламы, но большую часть времени занимает культурное программирование. Они работают с продюсерами культурных ивентов и студентами, вместе создавая контент, который затем распространяют на экраны по всему миру. Мы не изменили технологии, но смогли повлиять на ключевые установки компании. Изменилось и привычки людей. В самом начале нашей работы, когда мы только стали показывать интерактивный контент, большинство людей проходило мимо, считая, что это занятие не для них. Сегодня же, когда горожане приходят на площадь, они знают, что смогут что-то сделать сами: транслировать фотографию на весь экран или даже отправить сообщение, которое появится в его нижней части. НОВЫЕ НОРМЫ ВМЕСТО КРИТИКИ СТАРЫХ ​Купить книгу​ Никита: Мой предыдущий вопрос основан на классической философской оппозиции между критической и нормативной теориями. Если вы определяете себя как реалиста, то как интерпретировать события, описанные вами выше? Какая позиция вам все же ближе? Скотт: Я думаю, моя позиция берет начало в критической теории, но я все же считаю правильным не говорить, что современные тенденции — это плохо, а представлять, какой может стать новая траектория. Давайте не будем кидать камни в стеклянный дом — лучше построим новый, создадим новые нормы. Я не думаю, что это произойдет в ближайшие год или даже пять лет, но уже сегодня мы видим, как в разных городах и культурах люди начинают по-новому воспринимать общественные пространства. В Амстердаме, например, люди исторически самостоятельно занимали свободные места в городе и создавали культурные проекты. Поэтому сегодня в них много инвестирует город. В Мельбурне за последние 15 лет такая уличная культура тоже сильно окрепла. Мы с командой не имеем отношения к сегодняшним изменениям, но в прошлом смогли артикулировать направление, в котором можно двигаться. Я думаю, одна из задач критического теоретика — выйти за пределы этой оппозиции и создать новые нормы. Современная политическая обстановка сильно отличается от той, в которой сформировалась классическая критическая теория. Возможно, сегодня мы находимся в более сложном положении, чем в 1930-х и 1940-х годах, но у нас есть возможности для того, чтобы перепридумать, как все работает. Конечно, изменения не произойдут прямо на глазах. Все, о чем я говорил выше, подразумевает небольшие интервенции, которые в конечном счете позволят круто повернуть наш большой корабль. КОНФОРМИЗМ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ ​Купить книгу​ Никита: В своей книге вы говорите о том, что новые технологии создают и новые возможности для политического участия в больших городах, и обращаетесь к идеям Ханны Арендт. Общество для нее — пространство нормативности, из-за чего и современный город представляется ей апогеем конформизма. В какой степени тогда город сегодня предоставляет людям возможности для выражения себя, своих новых мыслей и в целом публичности? Скотт: На самом деле даже тогда, когда люди воображают себя индивидуальными личностями, они зачастую следуют одним и тем же моделям поведения. Конформизм, о котором говорит Арендт, сегодня заметен в социальных сетях: все стремятся представить свою личность и взгляды в фейсбуке. Этот феномен хорошо иллюстрирует работа американской художницы Натали Букчин «Орнамент массы». Художница собрала множество видео из ютуба, на которых молодые люди танцуют перед своими веб-камерам и создала единый фильм, анализируя движения, настройки камер и предметы мебели, которые оказываются в кадре. Букчин отмечает: каждый человек проявляет себя в танце, но все они действуют по одному и тому же сценарию: ставят правильный свет, убирают из кадра все ненужное, предстают в лучшем ракурсе. Считая себя индивидуальностью в современном мире, мы зачастую оказываемся конформистами. Индивидуальность ограничена рынком и политическими режимами, власть которых поддерживают и медиа. ЧТО СЧИТАТЬ СОБЫТИЕМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Активисты движения «Оккупай Уолл Стрит» на площади Цуккоти Плаза в Нью-Йорке. Источник: David Shankbone / commons.wikimedia.org Никита: Движение «Оккупай Уолл Стрит» зачастую приводят в качестве примера новой формы политического протеста, вдохновленного новыми средствами коммуникации. Но какие последствия породило это движение? Помнит ли о нем кто-либо? Не становятся ли сегодня подобные происшествия частью того, что Джон Кин назвал «бессмысленным флеймом» — чередой быстро сменяющих друг друга событий, которые никто даже не успевает осмыслить, не говоря уже об их объективных последствиях? Скотт: Когда я был молод, мне казалось, что политика — это обязательно протест против правительства. Но на самом деле это также о том, чтобы заставить людей думать и дать им высказаться. Новые публичные пространства в городах как раз дают возможности для самовыражения. Помните недавний теракт в мечетях Новой Зеландии? Во время стрельбы погибло 50 человек. Это событие привлекло внимание людей по всему миру. Тогда Премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн обняла одну из мусульманских женщин в мечети, а фотография этого момента быстро стала символом всеобщей солидарности. В Мельбурне даже появилось граффити с изображением этого кадра. Эта инициатива принадлежала горожанам, люди сами освоили пространство и нарисовали граффити, которое привлекло внимание и помогло собрать больше пожертвований. В книге «Геомедиа» я рассказываю о том, что понятие события сильно меняется по мере ускорения потоков информации. События одиннадцатого сентября происходили в условиях меньшей скорости информационного потока и освещались исключительно по телевизору. Трагедия Нотр-Дама происходила в режиме онлайн и совсем в других условиях: мы с вами наблюдали все «своими» глазами сквозь социальные сети, а репрезентация ушла на второй план.

«Нельзя слепо утверждать, что обилие уличной рекламы и новые способы наблюдения за людьми — это плохо»: интервью со Скоттом Маккуайром
© Strelka Magazine