Расскажи шутку — и я скажу, кто ты
Придворным шутом мог быть не каждый. За нелепым костюмом и дурачеством должна скрываться очень умная личность, ведь глупый человек не способен шутить смешно. Шут, или арлекин, в таком образе и представляется современной культурой: эти персонажи обычно глубоки и занимают главенствующие роли в кино или играх. Джокер и Харли Квин из DC, Кефка из «Последней фантазии», Арле из «Хроно Кросс» — все эти персонажи вроде бы вторичны либо исполняют роли злодеев, но непременно становятся любимцами публики, затмевая самого главного героя. Юмор — это отличный показатель интеллекта, поэтому и существуют шутники разного уровня. Есть Джордж Карлин, например, а есть «Камеди Клаб» или, прости господи, «Аншлаг». 1. Юмор жестов и мимики Самый примитивный вид юмора — это юмор жестов. Он применим для людей, совершенно неспособных воспринимать речь. Человек сначала учится читать по слогам, потом — бегло; примерно то же самое со способностью слушать и усваивать информацию. Немалое количество людей слушает по слогам, и если шутка длиннее 3–4 слов, то нет никаких шансов вызвать какую-то реакцию у такого человека. Поэтому есть популярный Петросян и был популярный Задорнов, хотя второй намного выше по уровню юмора. Маленьких детей можно легко рассмешить, просто скорчив гримасу на лице или быстро сгибая палец. В возрасте 2–3 лет это кажется смешным; на этом уровне человек может и застрять до самой старости. Чуть ли не половина всех номеров, например, в «Камеди» строится на этом юморе жестов и мимики. Выводы делай сам. 2. Сортирный юмор Всевозможные шутки на тему испражнений, быдловста, связанного с алкоголем, и пошлятина — всё это хотя и не является юмором жестов, но находится на таком же низком уровне. Поэтому они и нашли золотую комбинацию на ТВ. Ведь телевизор в большинстве своём смотрит именно такой контингент. Часто на это дно загоняется и чёрный юмор, но вообще-то он может быть очень разным. Поэтому не стоит включать его в список примитива по умолчанию. Люди могут отпускать чёрные и при этом очень тонкие шуточки, хотя это и редкость. Ты в окружении 140-байтных людей 3. Плоский юмор Пример плоского юмора — это всевозможные блогеры-обзорщики и проходные молодёжные комедии. Такой юмор не вызывает острого отвращения как первые два примера, но и вызвать даже простую улыбку он едва ли способен. О здоровом смехе и речи быть не может — сложно вообще вспомнить фильм, который заставил бы зрителя искренне смеяться. Смех в кино не считается — это просто эффект толпы. Для достижения такого эффекта и внедряют закадровый смех. Вдумайся, насколько нелепо это ноу-хау: фильм или сериал демонстрирует зрителю несмешную шутку, а закадровым смехом сообщает, что это смешно. Смейся, давай! Кстати, запомни раз и навсегда: несмешная шутка, произнесённая трижды, не становится от этого в три раза смешнее. Если после твоей попытки окружающие не хватаются за животы и не лопаются от смеха, не нужно повторять, думая, что тебя не поняли или не услышали. Не смеются именно потому, что услышали и прекрасно поняли. Ситуация справедлива и в обратном направлении: ты совсем не обязан смеяться над тупой шуткой кого бы то ни было. Не насилуй себя. 4. Локальный юмор Один из самых классных видов юмора — это локальный юмор, сформировавшийся в пределах какой-то небольшой группы людей. Это может быть профессиональный юмор в рамках рабочего коллектива или даже целой профессии; может быть просто юмор старой компании друзей детства. В общем, это такой юмор, от которого одни ржут как кони, до боли в затылке, а другие, кто не в теме, вообще не понимают, о чём речь. Такой юмор и такие компании нужно беречь. Но не тащи его в чужой монастырь: там его не поймут, и там он никому не нужен. Оставь эту отдушину себе — будь эгоистом. 5. Ирония и сарказм Ирония и сарказм — ребята серьёзные. Это юмор высокого порядка. Высшая лига, так сказать. Проблема в том, что большинство людей в принципе и значения этих слов не понимает. Но сила, например, сарказма в том, что он достигнет цели независимо от уровня понимая жертвы, ведь сарказм не ставит своей целью рассмешить всех, у него нет цели всем нравиться. Сарказм — это злой брат-близнец иронии, которая обязательно так же изящна и тонка, но носит скорее нейтральный характер. Ирония и сарказм никогда не оскорбляют напрямую, крайне редко опускаются до обсуждения внешности и шуток над ней. Эти двое изучают предмет, выискивают скрытые уязвимости и колют туда. Ирония — мягко и по-доброму (хотя многие на неё обижаются), сарказм — скорее высокомерно, хотя это высокомерие обычно носит наигранный характер. В любом случае и то, и другое является скрытой шуткой, насмешкой. В идеале объект вообще не должен понять, что был атакован иронией или сарказмом, но это должны понять окружающие. Если ты способен на такое, знай: это большая редкость. Можно сказать, талант. Впрочем, есть у иронии и сарказма проблема: у них дурное воспитание. Иногда они совсем не замечают, как переходят черту, и уж, конечно, никакого чёрного юмора для них не существует в принципе. Они воспринимают его как самый обычный юмор, ничем таким не выделяющийся. 6. Самоирония Высший ранг в юмористической иерархии занимает самоирония. Редкая способность человека с юмором посмотреть на самого себя, на собственные недостатки или глупые поступки. Произнести самоироничную шутку вслух вообще способны единицы — поговаривают, что этот дар был утерян человечеством вовсе. Самоирония отличается от самоунижения тем, что после неё смеются не над тобой, а вместе с тобой. Почему над твоими шутками никто не смеется