Лидер группы "Оттава Ё" Алексей Белкин: "Фолк-музыка – это когда хорошему человеку хорошо"
В июне в Челябинске выступила ядреная и лихая фолк-группа из Санкт-Петербурга "Оттава Ё". Ребята громко и шумно презентовали новый альбом "Любишь ли ты" в Jackson's Bar & Gril. Мало кто из присутствующих смог спокойно усидеть на месте – гости начинали притопывать в такт народным мотивам ногой или пускались вместе с музыкантами в пляс. Наш корреспондент сайта "Хорошие новости" сходил на концерт и пообщался с лидером группы Алексеем Белкиным. Насколько мне известно, в Питере вы играли кельтскую музыку, а потом перешли к русско-народной тематике. Почему именно фолк музыка? — Когда человек начинает заниматься музыкой, ему будто протягивают три карточки со стилями: рок, реп или фолк. Целенаправленно мы ничего не выбирали, переход произошел гармонично, у каждого из нас был свой путь к фольклору. До "Оттава Ё" я слушал много всякой музыки. Кстати, а какую музыку слушали? — Эстраду, диско, да и просто все, что нравилось. Не было желания слушать только русский рок. Когда мне было 16 лет, в 90-м году в Санкт-Петербург хлынул целый поток новой музыки, которую российская молодежь до этого не слышала. Кассеты покупали в Петербургском магазине "Нирвана" — там попадалась и фольклорная кельтская музыка. Но живое исполнение ирландской музыки я услышал только в 95 – и это было совсем другое, не сравнить с записями. Расскажите о своем опыте уличного музыканты, были какие-нибудь свои подводные камни? Может быть к вас приставала питерская шпана 90-ых? — Уличным музицированием мы начали заниматься в 2001 году, потом стали регулярно ездить в Финляндию, чтобы играть там по одиночке, так как там люди воспитанные. Есть, конечно, те, кто поорет-поорет и отвянет, но их немного. В Петербурге начали регулярно играть с 2003. Было классно. Тогда город не был избалован уличными музыкантами. Наши главные конкуренты – те, кто пытались играть русский рок. Они были, как правило, подвыпившие и очень навязчивые: подбегали к прохожим с шапкой, клянчили. Мы до такого не опускались. У нас были свои правила. Поставим кейс, и кто хотел кидал туда деньги. Деньги делились поровну среди музыкантов или как-то иначе? Как можно поделить не поровну? Я думаю, что это очень странно. Мы ещё торговали нашими дисками – это приносило две трети заработка. В 2003 за вечер собирали по 1000 рублей, что очень неплохо, эквивалентно 6 тысячам сегодняшних. Нам очень нравилось музицировать, ведь собиралось много людей, мы занимались любимым делом, знакомились с новыми людьми и деньги зарабатываешь. Поиграли, разошлись, поделили. Я видел, сегодня на концерте, что вы играете и на волынке, и на гуслях и на каких-то дудках. Как вы пришли к этим инструментам? Все началось с того, что я позаимствовал у знакомого гитару, когда учился в ПТУ. Он мне ее настроил и я унес инструмент себе домой. Неделю на ней играл, пока не расстроил. Тогда еще тюнера у меня не было, телефона тоже. Как ее настроить, я не понимал, поэтому просто отдал гитару обратно. Позже мне её вновь вернули, и через какое-то время я научился брать базовые аккорды. А как появились гусли? Как-то раз я привез в Питер известную латышскую группу. И увидел, что их музыкант на гуслях играет. Подумал: "Может, и мне попробовать?". Тогда волынка мне уже надоела, и я приобрел гусли, сначала латышские, а потом заказал их у петербургского мастера. Начал учиться. Очень классный инструмент, не такой богатый как гитара, но интересный. На гуслях всего 1-2 тональности можно настроить. Но в этой ограниченности есть свой плюс. Какой? Сама ограниченность. Существуют огромные оркестровые гусли, но они мне не нравятся. Это будто недоарфы", "недопианино". Большие гусли созданы для сложной академической музыки, а мне нравится народная. Не мое. Именно на крыловидных гуслях можно аккордами шпарить бряцаньем. Где черпаете источники для текстов песен? Какие-то ноты в Интернете нахожу, часто мониторю сеть на предмет текстов и фольклорных песен. Слушаю этнографические записи. Но их сложно слушать, потому что они, как правило, записаны в полевых условиях, и очень некачественно. Как-то мне попались этнографические записи известных казачьих песен, которые сейчас поют профессиональные казачьи хоры. И источником для музыки послужили именно эти этнографические записи. Я был ошарашен – фольклористы проделали огромную работу, снимая со старых записей музыку и расшифровывая мелодии. Ведь в оригиналах все это пели деревенские деды, которые в ноты не всегда попадают. Ещё у меня есть несколько томов по 300-500 страниц с текстами. Но что с ними делать непонятно, так как мотивы известны только суперпродвинутым фольклористам или вообще утрачены. Недавно попалась книжка, где есть и текст и мотив. Текст наивный, но глубокий. Начали расшифровывать мелодию, а она оказалась настолько нетривиальная и сложная, что в итоге мы с этой песней месяца три промучились – учились её играть и петь. Но зато получилось оригинальное фольклорное произведение, которое больше никто не поет. На сцене вы носите майки, пиджаки. Как рождался вас сценический образ? Когда мы играли на улице, никаких образов не было, в чем попало играли. В какой-то момент нас начали притеснять. Стражи порядка срывали нам выступления и мешали. Мы играли по 40 минут, собирали толпу, но приходили всякие и нас прогоняли. Мы поняли, что больше играть на улице невозможно и решили выступать в клубах. Решили записать альбом, сделать фотосессию. На фотосессию пригласили специального фотографа, Максима Дроздова. Максим предложил наклеить огромные бороды, надеть шапки- Шапки ушанки наденете, майки, а внизу кельтское одеяние. Я говорю: "Макс, мы от этого всего отходим, отрекаемся от кельтской музыки, можетне надо кельтов? " Он заспорил, мол нет, это будет круто. Я ему в ответ: "Давай сделаем как ты хочешь с ушанками там, но вниз штаны тренировочные, чтобы создать образ сельского мужичка". Он согласился. И хорошо, сочетать ушанку с кельской одеждой фигня полная. А спортивные штаны помогают создать законченный образ. Такая легкая оголтелость, легкая провокация, но не чернуха. После фотосессии нас пригласили в Мексику на фестиваль, оттуда пригласили на крупнейший фестиваль в Прибалтике, где было 30 тысяч человек. Я потом спросил у организаторов, почему нас пригласили. Мне объяснили, что всем понравился наш образ. Хотя нас иногда обвиняют в том, что мы показываем русских как каких-то алкашей. Я никогда не закладывал этот смысл, совсем наоборот: создал образ простого сельского мужичка. Может быть слегка неказистого. Но, как говорится, лицо ужасное, но доброе внутри, - это был наш девиз. Расскажите историю клипа "Сумецкая", он очень интересен. Мы сделали аранжировку, пока были на гастролях в Бельгии, у нас были 2-3 недельные гастроли по бельгийским школам – играли для подростков. Вечерами было скучновато, и мы попробовали сделать частушки и аранжировку. Я в ней почувствовал потенциал, она какая-то борзая, провокационная. И решили снять клип. Были идеи снять деревенские разборки, мол, городские приезжают, бьются с деревенскими… Были и бредовые мысли. Потом случайно я увидел ролик, где молодые ребята пляшут под гармошку. Это были настоящие деревенские танцы с крутыми трюками. Я списался с ними и так познакомился с Денисом. Он предложил использовать трюк, где он крутит бревно. Так и сделали. Разработали сценарий, взяли технику в аренду, оператора. Было ощущение, что получается что-то такое. Когда клип смонтировали и выложили на YouTube, за два дня ролик собрал миллион просмотров. Мне говорили, что просто повезло, как раз тогда началась история с "Крым наш" и вся эта патриотические истерия. Это действительно помогло, но если бы дело было только в этом, его бы не продолжили смотреть. У Дениса был интересный путь, он был язычником, потом православным. А "Оттава-Е " это все-таки больше языческая или православная традиция ли вне контекста? Мы не декларируем религиозные постулаты и стараемся никому ничего не навязывать. Фольклор — это очень глубокие вещи. Это накопленный багаж поколений. Благодаря фольклору, передавались знания как вести себя в ситуациях, как жить. В песнях отрабатывались те или иные ситуации. Давались руководства, как себя вести. В фольклоре заложены базовые вещи для русских людей, и они работают. Сейчас изменился образ жизни, фольклор потерял свою силу, людям негде эти правила услышать. Городские люди, приобщаясь к фольклору, открывается смысл жизни, потому что многие люди сейчас не понимают, зачем живут. Поэтому, мы не язычники, скажем так, все крещеные в группе, но сильно верующих нет. Язычество мы не закладываем. Есть такое выражение: "Что такое блюз - это когда человеку плохо, а что такое фольклор - это когда хорошему человеку хорошо ". Как вы относитесь к тому, что сейчас молодёжь слушает в основном реп? В Челябинске недавно проходил концерт Макса Коржа и он собрал стадион. Бедные дети. Их пичкают, они падки на все. У меня две дочери, одной 12 лет, другой 9. Они занимаются музыкой. Наверняка со временем они тоже будут слушать все подряд. Современный реп – это страшная шняга. Элджеи, Фэйсы, Фараоны — они паразитируют на низменных чувствах человека, и это находит гигантский отклик у подросток, для которых сквернословие и темы секса стали откровением. Америка и Европа переболел, мы отстаем от них лет на 25. Я сам когда-то слушал реп в 90-ых. Но сейчас пропадают мелодии и остается бит. Недавно смотрел клип иностранный. Две тетки здоровые сидят и задницами крутят. А что дальше будет? Через10 лет они будут с одной грудью ходить, потом с двумя, потом целиком разденутся что ли? Мне кажется, в Римской Империи это все уже было. Потом объявят, что педофилия не страшна, потом все начнут друг друга резать. Либо начнется жёсткий пуританизм.