Ещё

Лидер группы «Оттава Ё» Алексей Белкин: «Фолк-музыка — это когда хорошему человеку хорошо» 

Лидер группы «Оттава Ё» Алексей Белкин: «Фолк-музыка — это когда хорошему человеку хорошо»
Фото: Хорошие новости
В июне в Челябинске выступила ядреная и лихая фолк-группа из Санкт-Петербурга «Оттава Ё». Ребята громко и шумно презентовали новый альбом «Любишь ли ты» в Jackson's Bar & Gril. Мало кто из присутствующих смог спокойно усидеть на месте — гости начинали притопывать в такт народным мотивам ногой или пускались вместе с музыкантами в пляс. Наш корреспондент сайта «Хорошие новости» сходил на концерт и пообщался с лидером группы .
Насколько мне известно, в Питере вы играли кельтскую музыку, а потом перешли к русско-народной тематике. Почему именно фолк музыка?
— Когда человек начинает заниматься музыкой, ему будто протягивают три карточки со стилями: рок, реп или фолк. Целенаправленно мы ничего не выбирали, переход произошел гармонично, у каждого из нас был свой путь к фольклору. До «Оттава Ё» я слушал много всякой музыки.
Кстати, а какую музыку слушали?
— Эстраду, диско, да и просто все, что нравилось. Не было желания слушать только русский рок. Когда мне было 16 лет, в 90-м году в Санкт-Петербург хлынул целый поток новой музыки, которую российская молодежь до этого не слышала. Кассеты покупали в Петербургском магазине «Нирвана» — там попадалась и фольклорная кельтская музыка. Но живое исполнение ирландской музыки я услышал только в 95 — и это было совсем другое, не сравнить с записями.
Расскажите о своем опыте уличного музыканты, были какие-нибудь свои подводные камни? Может быть к вас приставала питерская шпана 90-ых?
— Уличным музицированием мы начали заниматься в 2001 году, потом стали регулярно ездить в Финляндию, чтобы играть там по одиночке, так как там люди воспитанные. Есть, конечно, те, кто поорет-поорет и отвянет, но их немного.
В Петербурге начали регулярно играть с 2003. Было классно. Тогда город не был избалован уличными музыкантами. Наши главные конкуренты — те, кто пытались играть русский рок. Они были, как правило, подвыпившие и очень навязчивые: подбегали к прохожим с шапкой, клянчили. Мы до такого не опускались. У нас были свои правила. Поставим кейс, и кто хотел кидал туда деньги.
Деньги делились поровну среди музыкантов или как-то иначе?
Как можно поделить не поровну? Я думаю, что это очень странно. Мы ещё торговали нашими дисками — это приносило две трети заработка. В 2003 за вечер собирали по 1000 рублей, что очень неплохо, эквивалентно 6 тысячам сегодняшних. Нам очень нравилось музицировать, ведь собиралось много людей, мы занимались любимым делом, знакомились с новыми людьми и деньги зарабатываешь. Поиграли, разошлись, поделили.
Я видел, сегодня на концерте, что вы играете и на волынке, и на гуслях и на каких-то дудках. Как вы пришли к этим инструментам?
Все началось с того, что я позаимствовал у знакомого гитару, когда учился в ПТУ. Он мне ее настроил и я унес инструмент себе домой. Неделю на ней играл, пока не расстроил. Тогда еще тюнера у меня не было, телефона тоже. Как ее настроить, я не понимал, поэтому просто отдал гитару обратно. Позже мне её вновь вернули, и через какое-то время я научился брать базовые аккорды.
А как появились гусли?
Как-то раз я привез в Питер известную латышскую группу. И увидел, что их музыкант на гуслях играет. Подумал: «Может, и мне попробовать?». Тогда волынка мне уже надоела, и я приобрел гусли, сначала латышские, а потом заказал их у петербургского мастера. Начал учиться. Очень классный инструмент, не такой богатый как гитара, но интересный. На гуслях всего 1-2 тональности можно настроить. Но в этой ограниченности есть свой плюс.
Какой?
Сама ограниченность. Существуют огромные оркестровые гусли, но они мне не нравятся. Это будто недоарфы", «недопианино». Большие гусли созданы для сложной академической музыки, а мне нравится народная. Не мое. Именно на крыловидных гуслях можно аккордами шпарить бряцаньем.
Где черпаете источники для текстов песен?
Какие-то ноты в Интернете нахожу, часто мониторю сеть на предмет текстов и фольклорных песен. Слушаю этнографические записи. Но их сложно слушать, потому что они, как правило, записаны в полевых условиях, и очень некачественно. Как-то мне попались этнографические записи известных казачьих песен, которые сейчас поют профессиональные казачьи хоры. И источником для музыки послужили именно эти этнографические записи. Я был ошарашен — фольклористы проделали огромную работу, снимая со старых записей музыку и расшифровывая мелодии. Ведь в оригиналах все это пели деревенские деды, которые в ноты не всегда попадают.
Ещё у меня есть несколько томов по 300-500 страниц с текстами. Но что с ними делать непонятно, так как мотивы известны только суперпродвинутым фольклористам или вообще утрачены.
Недавно попалась книжка, где есть и текст и мотив. Текст наивный, но глубокий. Начали расшифровывать мелодию, а она оказалась настолько нетривиальная и сложная, что в итоге мы с этой песней месяца три промучились — учились её играть и петь. Но зато получилось оригинальное фольклорное произведение, которое больше никто не поет.
На сцене вы носите майки, пиджаки. Как рождался вас сценический образ?
Когда мы играли на улице, никаких образов не было, в чем попало играли. В какой-то момент нас начали притеснять. Стражи порядка срывали нам выступления и мешали. Мы играли по 40 минут, собирали толпу, но приходили всякие и нас прогоняли. Мы поняли, что больше играть на улице невозможно и решили выступать в клубах. Решили записать альбом, сделать фотосессию. На фотосессию пригласили специального фотографа, . Максим предложил наклеить огромные бороды, надеть шапки— Шапки ушанки наденете, майки, а внизу кельтское одеяние. Я говорю: «Макс, мы от этого всего отходим, отрекаемся от кельтской музыки, можетне надо кельтов? » Он заспорил, мол нет, это будет круто. Я ему в ответ: «Давай сделаем как ты хочешь с ушанками там, но вниз штаны тренировочные, чтобы создать образ сельского мужичка». Он согласился. И хорошо, сочетать ушанку с кельской одеждой фигня полная. А спортивные штаны помогают создать законченный образ. Такая легкая оголтелость, легкая провокация, но не чернуха.
После фотосессии нас пригласили в Мексику на фестиваль, оттуда пригласили на крупнейший фестиваль в Прибалтике, где было 30 тысяч человек. Я потом спросил у организаторов, почему нас пригласили. Мне объяснили, что всем понравился наш образ. Хотя нас иногда обвиняют в том, что мы показываем русских как каких-то алкашей. Я никогда не закладывал этот смысл, совсем наоборот: создал образ простого сельского мужичка. Может быть слегка неказистого. Но, как говорится, лицо ужасное, но доброе внутри, — это был наш девиз.
Расскажите историю клипа «Сумецкая», он очень интересен.
Мы сделали аранжировку, пока были на гастролях в Бельгии, у нас были 2-3 недельные гастроли по бельгийским школам — играли для подростков. Вечерами было скучновато, и мы попробовали сделать частушки и аранжировку. Я в ней почувствовал потенциал, она какая-то борзая, провокационная. И решили снять клип. Были идеи снять деревенские разборки, мол, городские приезжают, бьются с деревенскими… Были и бредовые мысли. Потом случайно я увидел ролик, где молодые ребята пляшут под гармошку. Это были настоящие деревенские танцы с крутыми трюками. Я списался с ними и так познакомился с Денисом. Он предложил использовать трюк, где он крутит бревно. Так и сделали. Разработали сценарий, взяли технику в аренду, оператора. Было ощущение, что получается что-то такое.
Когда клип смонтировали и выложили на YouTube, за два дня ролик собрал миллион просмотров. Мне говорили, что просто повезло, как раз тогда началась история с «Крым наш» и вся эта патриотические истерия. Это действительно помогло, но если бы дело было только в этом, его бы не продолжили смотреть.
У Дениса был интересный путь, он был язычником, потом православным. А «Оттава-Е » это все-таки больше языческая или православная традиция ли вне контекста?
Мы не декларируем религиозные постулаты и стараемся никому ничего не навязывать. Фольклор — это очень глубокие вещи. Это накопленный багаж поколений. Благодаря фольклору, передавались знания как вести себя в ситуациях, как жить. В песнях отрабатывались те или иные ситуации. Давались руководства, как себя вести. В фольклоре заложены базовые вещи для русских людей, и они работают. Сейчас изменился образ жизни, фольклор потерял свою силу, людям негде эти правила услышать. Городские люди, приобщаясь к фольклору, открывается смысл жизни, потому что многие люди сейчас не понимают, зачем живут. Поэтому, мы не язычники, скажем так, все крещеные в группе, но сильно верующих нет. Язычество мы не закладываем. Есть такое выражение: «Что такое блюз — это когда человеку плохо, а что такое фольклор — это когда хорошему человеку хорошо ».
Как вы относитесь к тому, что сейчас молодёжь слушает в основном реп? В Челябинске недавно проходил концерт и он собрал стадион.
Бедные дети. Их пичкают, они падки на все. У меня две дочери, одной 12 лет, другой 9. Они занимаются музыкой. Наверняка со временем они тоже будут слушать все подряд.
Современный реп — это страшная шняга. Элджеи, Фэйсы, Фараоны — они паразитируют на низменных чувствах человека, и это находит гигантский отклик у подросток, для которых сквернословие и темы секса стали откровением.
Америка и Европа переболел, мы отстаем от них лет на 25. Я сам когда-то слушал реп в 90-ых. Но сейчас пропадают мелодии и остается бит. Недавно смотрел клип иностранный. Две тетки здоровые сидят и задницами крутят. А что дальше будет? Через10 лет они будут с одной грудью ходить, потом с двумя, потом целиком разденутся что ли? Мне кажется, в Римской Империи это все уже было. Потом объявят, что педофилия не страшна, потом все начнут друг друга резать. Либо начнется жёсткий пуританизм.
Видео дня. Как избавиться от зловония из стока раковины
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео