Директор Ханты-Мансийского театра кукол - о зрителях и творческом пути
От городской суеты жителей Ханты-Мансийска отделяет цветастая хлопковая шторка. Проникнешь за ее границы и провалишься в другой мир. Даже не поверишь, что несколько лет назад здесь были тир и кофейня. Сейчас играет легкий джаз, все в пастельных тонах с иронично кофейными оттенками: куклы, актеры, декорации нового спектакля «Кабо-Верде». Премьера состоялась в преддверии дня рождения театра Кукол. Театру, как и многим его зрителям, исполнилось 11 лет. Корреспондент «АиФ-Югра» побеседовала с бессменным директором Ханты-Мансийского театра кукол Павлом Потаповым. Главное - это артисты Любовь Панкова, «АиФ-Югра»: Скажите, путь вашего театра был трудный? С чего все началось? Павел Потапов: С 2008. В этот год мы начинали вообще без материальной базы. Мне дали место в кабинете департамента культуры округа, и то, пока один специалист был в отпуске. Сказали - вот компьютер, вот стол, принимайте людей. С этого и начался наш театр. Единственный позитивный момент - это артисты. Они все - выходцы из Магнитогорского театра кукол «Буратино». Не без их инициативы был создан театр Кукол в Ханты-Мансийске. Мы сразу начали работать. Поставили спектакль «Шиш, московские господа». Нам дали кабинетик. Потом выделили помещение на цокольном этаже - 45 кв. м. Потом мы арендовали гараж, где делали декорации. Сначала артисты играли в Художественном музее, в Музее геологии, нефти и газа, в КТЦ «Югра-Классик». Мы были кочующим коллективом. В 2009 году должно было начаться строительство театра кукол в Ханты-Мансийске. Это был величавый корабль. Но наступил кризис, и все рухнуло, как карточный домик. Тогда в истории театра появился первый главный режиссер Артем Мокеев. Он приехал со своей супругой Еленой Собяниной, которая стала главным художником. Артем Викторович тогда сделал спектакль «У самого синего моря», который имел огромный успех. А вот дальнейшая жизнь... Театр в подвале - Если не было постоянного места, то где проходили репетиции, создавались куклы и декорации? - Сначала мы арендовали один коттедж, но там зимой была ужасная холодища, из съемного помещения в капитальном доме на отшибе нас выгнала хозяйка. Потом администрация города выделила нам подвал на Гагарина. То, что сырость, холодно - это ладно. Главное, что нашли хоть какой-то уголок. Правда, весной по стенам начала бежать вода. У нас бумага, ткани и растворы, которые при несоответствии условий хранения начинают разрушаться. Слоится папье-маше, дерево вбирает в себя влагу. И в 2015 году приняли решение нас сюда (в Лангал - прим. автора) перевезти. Хотя какое-то время мы доигрывали спектакли на Ледовой, пока здесь переделывали кофейню под малый зал. Теперь весь театр находится здесь, в Лангале. Художники-бутафоры сидят в самом живописном месте, там раньше был салон красоты. Вид открывается на «Югра-Классик». Столярка, слесарка у нас расположились в подвале, там же и хранятся декорации, которых огромное количество. За это время мы поставили порядка 30 спектаклей. Для детей, старше 5 лет - Какой он - ваш зритель? И как понять, на какой спектакль вести ребенка? - Он разный. Безусловно, есть топовые, так называемые, бэби-спектакли: про пингвиненка Пиви, Теремок. Они у нас рассчитаны для совсем маленьких. Я их называю «горшочниками». Но если влезть в историю театра кукол, Образцов, (директор указывает на стену, где висит портрет добродушного мужчины с куклой в руках), запрещал пускать в театры детей младше 5 лет. Он говорил, что это рано. Театр - это искусство, которое может ребенка напугать и отбить всяческий интерес. Вот бывало и к нам приводят какого-нибудь двухлетнего ребенка, а тут вдруг неожиданно гаснет свет, слышатся громкие звуки. И ребенок, естественно, пугается, попадая в незнакомую ему среду. В этом сезоне получилось так, что спектакли были посвящены более старшей аудитории. Это «Бах! Бах! Бах!», «Мария и Кит», «Кабо Верде» и «Обними меня покрепче», «Маленькие истории о любви». - Прошло 11 лет. Чего вы достигли за эти годы? - Самое главное достижение за 11 лет, что мы стали своими. Нас знают в городе. Не только знают, но и уважают. Встают на нашу защиту. Потому что лет 5 назад можно было с легкостью встретить человека, который не знает, что у нас есть театр кукол в городе.