Пупсики научат хорошему

За восемь лет производство кукол в России выросло втрое, подсчитал Росстат: с 369,1 млн рублей в 2010 году до 1,1 млрд рублей в 2018-м. Около 90% всего кукольного производства — это пластиковые (твердые на ощупь) и пластизолевые (мягкие, похожие на резиновых) игрушки в виде человечков. В штуках рост производства впечатляет куда меньше: 2 млн игрушечных человечков в 2018 году против 1,3 млн в 2010-м. В последние годы производство почти не растет, а у некоторых крупнейших предприятий — снижается. Например, лидер российского кукольного рынка кировское ОАО «Весна» (подконтрольно Ольге и Сергею Доротюкам, владеющим 40% акций) в 2017 году выпустил лишь 1,5 млн игрушек против 1,9 млн в 2016-м. Данных по прошлому году компания еще не объявляла и на запрос «Метагазеты» не ответила. Но участники рынка говорят, что снижение продолжается. Россияне за год потратили на своих детей более 6 млрд рублей. Полиция изъяла 120 контрафактных игрушек в Петербурге. У пензенского АО «Фабрика игрушек» (70% принадлежит гендиректору Виктору Огуло) объемы производства в 2018 году остались на уровне 2017-го — около 80 тысяч кукол. Из тройки кукольных лидеров нарастило выпуск лишь ООО «Ивановская фабрика игрушки» Дмитрия Котова: с 4-5 тысяч штук игрушечных фигурок в месяц в 2017 году до 8 тысяч в 2019-м. Спрос на кукол падает, признается Дмитрий Котов: «Все дети сидят в интернете. Родителям так удобнее: ребенок занят». Изменилось отношение детей к игре: снижается возраст, когда дети играют в игрушки, отмечает гендиректор ОАО «Весна» Ольга Доротюк. «Дети рано начинают играть в цифровые игры. Поэтому мы должны предложить ассортимент, который бы соответствовал этим потребностям», — добавляет она. Куклы говорят и учат Чтобы заинтересовать потребителей, кукольники начиняют маленьких человечков искусственным интеллектом, обучающими и развивающими функциями. Например, фабрика «Весна» выпускает несколько видов интерактивных кукол, оснащенных операционной системой Android. Они могут рассказывать сказки, петь песенки, в память куклы можно загружать тексты, начитанные, например, мамой или бабушкой ребенка. Игрушка различает время суток и здоровается с малышом, не путая вечер и утро. В зависимости от набора функций и размера интерактивная игрушка стоит 800-4000 рублей. «Ивановская фабрика игрушки» сделала ставку на развивающих человечков. К примеру, в 2017 году в продажу поступили так называемые валео-куклы из серии «Восемь правил и восемь друзей здоровья». Они рассказывают детям, как вести здоровый образ жизни. В комплекте с одним из персонажей серии, которых зовут Распоряделкин, Закалялкин, Невредилкин, Умывалкин, Общалкин, Настроелкин, Питалкин, Движелкин, входят методические материалы для занятий в детском саду, начальной школе или с родителями. Фабрика также выпускает говорящих человечков, которые помогают детям научиться выговаривать труднопроизносимые звуки. Такие игрушки закупают профессиональные логопеды, детсады и обычные родители, говорит Дмитрий Котов. «К концу июля поставим в Татарстан специально заказанных кукол — 2 тысячи мальчиков и столько же девочек. Они будут знакомить с этой республикой. Мы специально записали 58 предложений общей длительностью три минуты — рассказ о Татарстане», — поясняет Котов. Китайские куклы захватили полки Главная кукольная проблема — засилье импорта, доля которого (70%) с годами не уменьшается. Почти все привозные игрушки китайские. Соперничать с ними российским промышленникам приходится не только в цене (китайские игрушки в среднем на 10% дешевле), но и в маркетинговом продвижении. Сейчас движущая сила на кукольном рынке — PR-поддержка. Например, с выходом в 2010 году американского мультсериала про школу Monster High Гаррета Сэндера и Келли Райли сразу появились и куклы в образах героинь мультфильма. Родители сметали их с полок магазинов в течение пяти лет, пока страсти вокруг сериала поутихли. Похожей поддержкой пользуются куклы, созданные по мотивам диснеевских «Русалочки», «Золушки», «Рапунцель» и прочих мультиков. Сейчас на пике популярности персонажи мультсериала про кукол Ever After High и героини Youtube куклы LOL. У российских кукольников такой поддержки нет, говорят участники рынка. Из отечественных мультфильмов, пожалуй, только сериал «Маша и Медведь» может похвастать широкой узнаваемостью и спросом на брендированные игрушки. Доступ российских кукольников к тиражированию образов западных анимационных лент закрыт все теми же китайскими конкурентами. Приходится продвигаться самим, а денег на это у производителей из РФ нет. «Мы не можем попасть в торговые сети», — сетует Дмитрий Котов. Его фабрика продает продукцию в основном в несетевых магазинах игрушек, через интернет, развивает направление госзакупок, где, как и во многих областях, есть ограничения на приобретение иностранных кукол для госнужд. «А пока мы выживаем» Единственная на сегодня эффективная господдержка производителей кукол — помощь с продвижением за рубежом, говорят участники рынка. Российский экспортный центр — это помощь здесь и сейчас, другой господдержкой «Весна» не пользуется, сообщила Ольга Доротюк. «У Минпромторга есть программа субсидирования процентной ставки по кредитам, взятым на модернизацию оборудование. Но мы сначала эти деньги должны найти сами, а потом часть кредита будет субсидирована. Вопрос: в чем тогда смысл этой помощи?» — недоумевает она. Кукольники не очень рассчитывают на государство, стараются пробиваться на рынок самостоятельно. «Рассчитываем на экспорт: есть спрос на нашу продукцию в Европе и Китае. Поедем в сентябре на выставку игрушек в Кельн, повезем нашу продукцию. Надеюсь, заведем связи, которые перерастут в контракты», — делится Котов. Если удастся наладить экспорт, который пока у российских производителей измеряется долями процента, можно будет говорить о наращивании производства, рассуждают бизнесмены. «Ивановская фабрика игрушки» может выпускать по 35 тысяч кукол в месяц — был бы сбыт, говорит Котов. «А пока мы выживаем», — сетует он.

Пупсики научат хорошему
© МетаГазета