Ещё

Что мы знаем о братьях Морозовых? Рассказывает куратор главной выставки сезона в Эрмитаже 

Что мы знаем о братьях Морозовых? Рассказывает куратор главной выставки сезона в Эрмитаже
Фото: Собака.ru
На главной выставке сезона «Братья Морозовы: великие русские коллекционеры» в  показывают коллекцию Михаила и  с шедеврами Пикассо, Гогена и Сезанна, но что мы знаем о самих собирателях? «Собака.ru» узнала у куратора , как Михаил «обжегся» на покупке фальшивых Рафаэля и Тициана, у кого братья учились живописи и как воссоздавали музыкальную гостинную с панно Мориса Дени в залах Главного штаба.
Собрания, характеры и судьбы братьев сильно отличались друг от друга. Михаил и Иван — выходцы из семьи, занимавшейся производством текстиля. Оба получили блестящее образование — старший, Михаил, учился на историческом факультете московского университета, младший, Иван, в Политехническом институте в Цюрихе. Несмотря на то, что Михаил умер всего в 33 года, ему удалось собрать истинные шедевры французской живописи: «Кабачок» , «Поле маков» Клода Моне, парадный «Портрет Жанны Самари» Огюста Ренуара, «Пирогу» , «Море в Сент-Мари» Ван Гога и другие. Иван Морозов начал приобретать европейскую живопись после смерти брата. Вначале он действовал с оглядкой на его коллекцию, но вскоре открыл для себя тех мастеров, которые оказались вне поля зрения Михаила — Сезанна, Матисса, Пикассо. Старший из братьев не мог оценить их гений, так как умер в 1903 году.
Иван Морозов не только покупал вещи через торговцев искусством — маршанов, но и делал заказы напрямую художникам. Так в особняке на Пречистенке появились панно Мориса Дени, «У Средиземного моря» или «Марокканский триптих» Матисса. Иван Абрамович Морозов собрал одну из лучших в мире коллекций Сезанна — 18 полотен. Все началось с посещения в 1907 году судьбоносной для развития мирового искусства выставки художника, устроенной в Осеннем Салоне в Париже. В советское время «Портрет мадам Сезанн» из собрания Морозова, был продан, теперь он хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. После смерти его вдова завещала коллекцию Третьяковской галерее, где тогда хранилась не только русская живопись. Затем полотна попали в Государственный музей нового западного искусства, вместе с собранием младшего брата Ивана. В 1948 году эта институция после 25 лет работы была ликвидирована, а ее коллекция разделена между ГМИИ им. Пушкина и Государственным Эрмитажем.
Вкусы братьев формировались во многом под влиянием матери — Маргариты Кирилловны, которая прививала им любовь к искусству. Она была дочерью коллекционера старинных рукописных и старопечатных книг А. И. Хлудова, поэтому унаследовала от отца живой интерес к культуре. В детстве Михаил и Иван учились рисованию у  и Егора Хруслова. Иван продолжал писать этюды и во время обучения в Цюрихе в 1891-1895 годах. В первые годы коллекционирования Михаил совершил ряд неудачных покупок — он приобрел поддельных Тициана, Рафаэля и Мурильо. Этот опыт помог ему осознать, что покупка произведений искусства требует не только больших средств, но и солидных знаний. В доме Михаила собирался кружок художников, членами которого были Константин Коровин, Михаил Врубель, . Общение с молодыми живописцами и многочисленные поездки за границу помогли братьям разобраться в мире современного им искусства.
Дореволюционных фотографий интерьеров морозовского особняка на Пречистенке известно совсем не много. Иван Морозов, в отличие от , не делал снимков своих экспозиций. Как располагались картины в доме, известно лишь из воспоминаний художницы Т. А. Лебедевой. Когда ей было двенадцать, она посетила особняк Ивана Абрамовича. Придя домой, она схематично набросала план залов — это единственный источник, благодаря которому известно, что у Морозова Гоген, Ван Гог и Пикассо соседствовали друг с другом, как и Сезанн с Ренуаром. На эрмитажной выставке картины расположены по хронологическому принципу. В первых двух залах расположились импрессионисты, за ними следуют залы Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо. Пастели Эдгара Дега и другие произведения на бумаге экспонируются в отдельном зале со специальным освещением. Особое место занимают художники группы «Наби» — Морис Дени и Пьер Боннар, картины которых выставляются в воссозданной архитектуре морозовского особняка. Кроме известных публике шедевров коллекции Государственного Эрмитажа, есть и произведения, которые ранее не выставлялись или давно не демонстрировались — это две картины Оттона Фриеза «Маргаритки» и «Холм», «Отдых» О’Конора, «Балаганы» Морриса, «В кафе» Маурера и другие. Впервые Эрмитаж показывает и рисунок, подаренный сыном Мориса Дени, — карандашный эскиз первого панно «Истории Психеи».
Музыкальный салон особняка на Пречистенке украшали 13 панно, исполненных по заказу Ивана Морозова Морисом Дени, с которым коллекционер был знаком лично. Художнику отправили фотографии интерьера, и в соответствии с которым он выбрал сюжет — историю Амура и Психеи. Дени писал, что сюжет подойдет для гостиной «по своему идиллическому и полному тайны характеру». Для воссоздания интерьера в одном залов Главного штаба построили дополнительную внутреннюю стену, чтобы максимально точно воссоздать пропорции помещения. В Москве сохранилась почти вся мебель, но без оригинальной обивки, она хранится в том же особняке, который сейчас занимает Российская Академия художеств. Та мебель, которую выставляют сейчас в Главном штабе, была выполнена по образцу сохранившихся предметов и по фотографиям. Благодаря новой архитектуре Эрмитаж смог выставить живописный ансамбль Мориса Дени полностью. Разработкой проекта занимались сотрудники отдела главного архитектора Государственного Эрмитажа — В. П. Лукин и В. А. Туралин.
В Москве сейчас проходит выставка, посвященная коллекции Сергея Щукина, который своими предпочтениями в выборе картин отличался от Ивана Морозова. Большая часть эрмитажных Матиссов происходит из собрания Щукина, почти весь Дени и Боннар — из коллекции Морозова, это, конечно, формирует облик двух собраний. Но в то же время нельзя сказать, что Морозов был консервативнее, он действовал смело, не стоит забывать, что впервые картину привез в Россию именно он. Речь идет о работе «Арлекин и его подружка (»Странствующие гимнасты)», которую вместе с «Девочкой на шаре» и «Портретом Амбруаза Воллара» привезли на выставку из ГМИИ им. Пушкина.
«Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры»
Государственный Эрмитаж
Главный штаб
21 июня–6 октября
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео