Коробочка - бизнес-леди? Актриса Анна Ковальчук о новой трактовке Гоголя
Заслуженная артистка России Анна Ковальчук прославилась образами сильных, самодостаточных женщин. Тем любопытнее было увидеть ее в недавней премьере Театра им. Ленсовета в роли гоголевской помещицы. Как удается блестяще перевоплощаться в разных персонажей и при этом оставаться индивидуальностью, быть честной на сцене перед зрителями и самой собой? Подарок, а не работа! Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Анна, спектакль «Мертвые души», где вы играете, мало напоминает знакомую со школы хрестоматию. Герои одеты в костюмы XX века, звучит современная музыка. Не слишком ли вольное обращение с классикой? Анна Ковальчук: В мире, где мы живем, такое решение мне кажется наиболее актуальным. Вспоминаю школьное задание на лето - прочесть «Мертвые души». Как это было скучно, неинтересно. Сегодня - XXI век, мы воспринимаем Гоголя по-другому, и его персонажи у нас - иные. К тому же текст бессмертной поэмы - прицельное попадание в нынешнее время, сегодняшнюю жизнь. Даже главная линия сюжета - спекуляция на мертвых, страшная и реальная в наши дни тема. Чичиков как будто всматривается в Манилова, Ноздрева, Собакевича через увеличительное стекло, и мы видим: скупость, лицемерие, жажда денег любой ценой никуда не делись. Наоборот, «цветут» еще более пышно. И то, что спектакль не пересказ всем знакомого произведения, а сложная композиция, где сплетаются разные фрагменты, здорово придумано. В финале, например, я говорю текст из «Вия», и он весь - прямая перекличка с сегодняшним днем. Поэтому для меня это был подарок, а не работа. Впервые на репетиции бежала с удовольствием. - Вы играете Коробочку, но какую! Перед нами красивая молодая дама, эффектная, деловая. Настоящая бизнес-леди. У Гоголя, помнится, это «женщина пожилых лет», а Чичиков называет ее «дубинноголовой». - Для меня это вторая встреча с Коробочкой. «Бережливую старушку» я репетировала и показывала, еще когда училась в институте. Но это была привычная бабулька в чепце. Здесь же совсем другой подход к произведению Гоголя. Рада, что в итоге нам удалось столь неожиданное перевоплощение моей героини. В целом получить такую роль - большая удача, как и, повторю, играть в знаковом для коллектива спектакле. Ведь это год, когда из нашего театра ушел художественный руководитель Юрий Бутусов. Он проработал здесь более семи лет, не раз был удостоен «Золотой маски». Расставание оказалось непростым - куда, в какую сторону двигаться дальше? В этой ситуации лучшее, что могло с нами случиться, новая большая работа - «Мертвые души». Да еще под руководством такого мастера, как Роман Кочержевский, ученик Бутусова. В его режиссуре соединилось то, что я особенно люблю в профессии: великий текст и современный, не «нафталиновый» театр, пронизанный острыми, парадоксальными решениями. Мне кажется, что именно этого ждет сегодня зритель. Испытание медными трубами - Спектакль отличается и тем, что режиссер дал знаменитым актерам небольшие роли. Не было ли подспудного соперничества, желания «перетащить» внимание на себя? - Нет, все работали на равных, с полной отдачей. Считаю, здесь нам тоже повезло. Ведь одно дело, когда просто давно знаешь человека, и совсем другое, когда он становится руководителем, получает власть. Многие удивительным образом меняются, и не в лучшую сторону. Это, кстати, есть в каждом из нас - две стороны одной медали. Испытание медными трубами, высокими должностями проходят далеко не все. К счастью, с Романом этого не случилось. Он дал возможность всем раскрыться, выплеснуть, что хотелось. Одновременно мы постоянно узнавали нечто новое, интересное. У каждого были настолько яркие, емкие образы, что никто даже не пытался прорваться, заполучить себе еще немного «пространства». - Анна, зритель хорошо вас знает и по работам в кино, на телевидении. Сериал «Тайны следствия», например, идет уже 18 сезонов. Вы дослужились до подполковника юстиции. А что для вас самой на первом месте - театр или кинематограф? - Дорого все. В театре работаю больше 20 лет. Здесь я защищена, чувствую себя комфортно, можно сказать, купаюсь в этой атмосфере. С любимыми коллегами мы давно стали одной семьей. Надеюсь, что многое умею, и в то же время постоянно что-то пробую. Считаю, надо бросать себя в разные жанры, развиваться, дополнять возможности. Таким же родным стал для меня и сериал «Тайны следствия». За это время прокурор Швецова, которую играю, приобрела некоторые мои черты, а я позаимствовала ряд ее качеств. Даже иногда думаю, а как бы она поступила? Да и сценаристы не раз признавались: когда пишут Машу - видят меня. Подкупает и уровень съемок, который стабильно держится на высокой планке. Зритель это чувствует и отвечает взаимностью. Поэтому продолжаю сниматься. Я - верный человек: предана своему делу и не вижу смысла что-то менять. - Вы - популярная актриса, но вас незаметно на многочисленных шоу, «тусовках», громких проектах. Похоже, это осознанная позиция... - Да, позиция. Когда я росла и воспитывалась, артиста можно было увидеть чаще всего на экране. Казалось, что он - небожитель. Поэтому зрителей, прежде всего, интересовала именно новая роль, уровень мастерства творческих людей. Сегодня же мы смотрим фильм, приходим в театр и не можем выбросить из головы неприглядные истории, связанные с тем или иным актером. А они мутным потоком каждый день льются со всех средств информации. Личные обиды, деньги, дрязги. Какая же тут магия? Это серьезно разрушает образ. По этой причине очень не люблю давать интервью, раскрывать душу диктофону. Считаю, что профессия артиста требует внешней и внутренней чистоты. Ты должен быть известен на сцене, публике и совершенно закрыт в обычной жизни. Рада, что каждый день «в телевизоре», однако на улицах меня не узнают. По магазинам хожу совершенно спокойно. На первом месте семья - Тем удивительнее, что ваша жизнь могла сложиться совсем по-другому. Ведь вы с детства проявляли способности к точным наукам, и даже собрались поступать на кибернетику! - Все произошло почти случайно, так что когда пришла пора сдавать экзамены в Политехнический, я была уже зачислена в Театральный. Кстати, точные науки на съемках и в театре мне очень пригодились. Во-первых, они очень дисциплинируют. Во-вторых, помогают просчитать роль, выстроить, как шахматную партию. Понять, где свет, как он на тебя ложится, какой ракурс, миллиметраж лица, как лучше повернуться. Множество нюансов, и математика, физика помогают в них разобраться. - У вас также получилось найти баланс между семьей и работой. Как это удалось? - Семья требует много сил, эмоций, здоровья, но я их вкладываю с готовностью. Вот когда сын пошел в школу, сказала домашним, что первый класс буду находиться с ним постоянно. И сидела. Сейчас Добрыня закончил уже второй. Отличник, получил в гимназии диплом, где все пятерки. Наполовину этот результат - мой, потому что я «висела» над каждой буквой. Хватала за руки: «Пиши аккуратнее!». Не скрываю, у меня есть приоритеты, где на первом месте семья. Я могла бы зарабатывать намного больше, сниматься везде и всюду - предложений достаточно, но сознательно этого не делаю. Ведь я родила детей не няням, а себе. И мой дом - крепость и гнездышко одновременно. Хочу создать его таким, чтобы вся семья там получала силы для жизни. Конечно, приходится чем-то жертвовать. Так, когда сын и дочка были маленькие, в театре случился почти простой - четыре года не выпускала премьеру. И сейчас каникулы посвящаю моим замечательным школьникам - месяца на два выбираюсь с ними на море. Никогда не работаю 31 декабря. Даже большие гонорары не заменят праздник с любимыми людьми, сюрпризы, подарки, смех детей. Они запомнят это на всю жизнь, а деньги растают, как дым. Стараюсь беречь свой мир и благодарна судьбе за все, чем она меня наградила.