Ставицкий расширяет воздушные грядки

Fresh Garden — торговая марка, которую развивает ООО «Агро инновации» Александра Ставицкого. Этот агростартап привлекает 100 млн рублей инвестиций на масштабирование производства зелени и салатных культур в Красном Селе. За счет увеличения посевной площади с 500 м2 до примерно 10 тысяч м2 предприниматель рассчитывает нарастить объем продукции более чем в 10 раз — до 20-22 тонн в месяц. Окупаемость проекта составит около 2 лет, рассказал Ставицкий «Метагазете». Салаты растут в стеллажах Fresh Garden выращивает зелень в вертикальных фермах — это специальные вертикальные конструкции с автоматизированными системами полива, освещения и удобрения. Их использование позволяет собирать с квадратного метра больше, чем традиционное горизонтальное выращивание агрокультур. В вертикальных конструкциях зелень растет без использования почвы — в воздушной среде (метод аэропоники), а питательные вещества к корням растений доставляются в виде аэрозоля. Бизнесмен собрал три такие конструкции, каждая из них 28 м в длину и около 5 м в высоту. Вертикальные фермы занимают меньше площади на поверхности земли, чем обычные — горизонтальные. Ферма Ставицкого располагается в Красносельском районе и занимает площадь около 500 м2 на арендуемых площадях. Производство началось в октябре 2018 года. Ежемесячно на стеллажах выращивается 1,2-1,5 тонн зелени и салатных культур, среди которых шпинат, руккола, базилик и другие. Также бизнесмен и партнеры тестируют выращивание клубники, помидоров, перца, огурцов. Продукцию Ставицкий поставляет в рестораны Петербурга. «Пока наше внимание сконцентрировано на сегменте общепита, однако в планах есть и развитие других направлений», — говорит бизнесмен. После увеличения мощностей он рассчитывает наладить сотрудничество с федеральными ретейлерами. Путь на полки крупных магазинов с каждым годом становится доступнее для местных производителей, однако не все фермеры могут предоставить нужный торговым сетям объем, говорит Ставицкий. Для вертикальных ферм, где зелень растет вне зависимости от сезона, это не проблема, считает он. Фермер диверсифицирует бизнес Александр Ставицкий начал развивать проект в 2018 году и почти год тестировал технологию в Петербурге. Экспериментальное производство находилось на Промышленной улице и занимало 80 м2. На старте бизнесмен вложил собственные средства (7 млн рублей) в создание фермы протяженностью 15 м и высотой 3 м, сформированной из пяти уровней. Ее собирали из составных частей в основном российского производства. Финальный опытный образец собран уже по технологии, которую отработал предприниматель. Спрос на продукцию был стабильный, и Ставицкий решил наращивать мощности. В 2019 году проект получил грант от Фонда содействия инновациям, размер гранта бизнесмен не называет. Параллельно Ставицкий развивает агентство по подбору персонала Staff and Service и коммуникационное агентство SComminucations — в 2017 году оборот последнего составлял около 70 млн рублей. «Зачем это нужно у нас» Объем российского рынка свежей зелени в 2018 году составил около $110 млн. Больше всех регионов салаты выращивает Приволжский федеральный округ — на него приходится около 28% производимой в России зелени. В Центральном и Южном федеральных округах — 20% и 13% соответственно. Аграрии, которые производят зелень традиционным, горизонтальным способом, скептически оценивают будущее Fresh Garden. «Есть ощущение, что мы пока не освоили высокотехнологичные работы в открытом грунте на полях. Но вертикальные, или городские, фермы — это ведь следующий шаг. Как обычно, мы пытаемся обогнать и перегнать весь мир. Гидропонику и аэропонику используют как оптимизацию в ограниченных условиях для производства, например, в мегаполисах, где дефицит земли и прочее. Но зачем это нужно у нас?» — недоумевает Алексей Садов, основатель сервиса доставки зелени до дома «Жили-растили». Он выращивает зелень в Гатчинском районе. Предприниматель предполагает, что себестоимость продукции, выращенной с использованием вертикальной фермы, может быть выше рыночной. Ставицкий не говорит, почем он продает свою продукцию. Оптовая стоимость салата айсберг из Ирана — 100-150 рублей за кг. Россияне устраивают фермы дома Строительство вертикальных ферм в России набирает обороты, говорят эксперты. Новосибирский стартап iFarm начал экспериментировать с вертикальными фермами для выращивания салата, рукколы, базилика и клубники в конце 2017 года и с тех пор построил два производства площадью 500 м2. Еще одна ферма, на 3 тысячи м2 посадочной площади, появилась в начале 2019 года. Главный плюс вертикальной фермы — возможность более эффективно, чем в обычных теплицах, использовать полезную площадь, считают в компании «РусЭко», которая также развивает вертикальные фермы. «Каждый квадратный метр фермы приносит в 10 раз больше урожая в сравнении с теплицей», — заявляет производитель. Вертикальные фермы «РусЭко» производят до 25 тонн эстрагона, шалфея, орегано и прочей зелени в сутки. Производство занимает 6,8 га. Спрос на оборудование для вертикальных ферм есть и среди обычных граждан, которые хотели бы выращивать зелень дома. Таким оборудованием торгует, например, фирма «УрбаниЭко». Она предлагает автоматизированные гидропонные установки в виде небольших теплиц, контейнеров и стеллажей. А производитель городских ферм Fibonacci предлагает приобрести установку, исходя из количества членов семьи: для двоих человек будет достаточно фермы, выращивающей 12 кг ягод, 14 кг томатов и 94 штук салата в год.

Ставицкий расширяет воздушные грядки
© МетаГазета